Российский Центр политической конъюнктуры опубликовал результаты исследования, посвященного ключевым тенденциям в развитии искусственного интеллекта (ИИ) в 2024 году.
Аналитики выделили 5 основных трендов:
популяризация ИИ: в 2024 году значительно возросло число пользователей ИИ, превратив его из «модной игрушки» в рабочий инструмент, используемый как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни;
милитаризация ИИ: расширилось применение ИИ в военных технологиях, включая автономные дроны, системы раннего предупреждения и кибератаки;
суверенизация ИИ: лидеры стран мира рассматривают ИИ как ключевой фактор в глобальном противостоянии, делая ставку на собственные разработки;
политизация ИИ: политические партии и лидеры все чаще используют ИИ для анализа данных, предсказания поведения избирателей, создания персонализированных кампаний и управления общественным мнением через социальные сети, а также для генерации политического контента, включая фейковые новости.
регуляция ИИ: ускоряется разработка глобальных соглашений и стандартов для регулирования ИИ, страны и международные организации стремятся достичь консенсуса по вопросам безопасности, этики и применения ИИ в ключевых сферах.
Если говорить конкретно об использовании ИИ в политике, то, по мнению авторов доклада, он становится важным элементом политической стратегии, причем не всегда в положительном контексте. Аналитики отмечают, что ИИ все чаще используется для вмешательства в выборы.
Правда, исследование, проведенное Центромтехнологий и безопасности Института А.Тьюринга, показало, что созданная с помощью ИИ или дипфейков дезинформация фактически не оказала влияния на выборы в Великобритании, Франции и ЕС. Анализ выявил всего 16 случаев вирусной дезинформации на выборах в Великобритании и 11 случаев на выборах в ЕС и Франции. Но даже при таком минимальном влиянии специалисты института отмечают риски, связанные с дипфейками и путаницей между реальным и сгенерированным контентом. Среди позитивных аспектов ИИ аналитики называют ускорение проверки фактов и улучшение взаимодействия избирателей с политиками.
А вот в США ИИ повлиял на выборы гораздо сильнее. Было зафиксировано много фактов вирусной дезинформации, направленной на подрыв доверия к кандидатам и усиление политической поляризации. Эти материалы не изменили результаты выборов, однако повлияли на общественное мнение, углубив идеологические споры.
В исследовании Центра политической конъюнктуры также упоминается заявление сотрудника ODNI о том,что Россия создала больше контента с использованием ИИ для влияния на выборы в США, чем другие иностранные государства, сосредоточив усилия на продвижении Дональда Трампа и дискредитации Камалы Харрис.
В самой России ИИ на выборах, напротив, применяется в положительном ключе. Так, глава ЦИК РФ Элла Памфилова сообщила, что он используется при проверке подписей.
В целом, по мнению аналитиков Центра политической конъюнктуры, использование ИИ использование формирует новую реальность, где ключевую роль играют вопросы этики, безопасности и суверенитета. Политики и государства должны адаптироваться к этим изменениям, чтобы избежать злоупотреблений и обеспечить справедливое и прозрачное применение ИИ в интересах общества.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz