top of page
  • Фото автораAyel

Историк Ануар Жуман: «К воровству невест прибегали крайне редко»


В Казахстане планируют ужесточить наказание за кражу невест (мы писали об этом здесь). Автор Ayel Алтыншаш Жырау поговорила об истоках этого явления со специалистом по истории Ануаром Жуманом.


Похищение невесты, по его словам, с древности практиковали разные народы мира. Тем не менее в истории Казахстана этот обычай хоть и существовал, но у него был несколько другой контекст.


«В VIII веке до н.э. древние римляне вероломно похитили девушек из соседних италийских племен, гостивших в Вечном городе по случаю совместного религиозного праздника. Аналогичные эпизоды можно найти в древнегреческой истории и литературе, где похищению невест посвящено огромное количество сюжетов (Елена Троянская как самый знаменитый пример). В средневековой Центральной Азии к похищению невесты, как правило, прибегали в качестве крайней меры, когда жених и невеста были влюблены друг в друга, но родители по тем или иным причинам были против брака».


Но, как отмечает историк, родители невесты иногда могли сами исподволь намекать на необходимость «кражи» их дочери, так как не могли позволить себе приданое. В любом случае, специалисты сходятся во мнении, что насильственное похищение практиковалось нечасто.


«Эта точка зрения находит подтверждение в трудах советских историков и антропологов Саула Абрамзона и Фёдора Фиельструпа. Они приводят данные интервьюируемых ими казахов (кыргызов) из числа местного населения, что к воровству невест прибегали крайне редко», – поясняет Жуман.


Впрочем, это не значит, что похищения не происходили вовсе. В средние века большинство браков планировалось заранее, часто еще до рождения будущего жениха и невесты.


«Поэтому многие девушки по достижении ими брачного возраста уже по умолчанию были засватаны, а некоторые парни позволяли себе вольности, в том числе похищение засватанной другому возлюбленной. Из-за этого Тауке-хан в «Жеті жарғы» выделил под кражу невест отдельную главу».


В «Жеті жарғы» говорилось, что за кражу засватанной девушки похититель уплачивал штраф (как правило, коня или шапан). 


Еще он был обязан выплатить штраф в размере калыма бывшему жениху, если не доказал бы, что отец невесты был в курсе кражи (тогда калым возвращала семья девушки). Если штраф не выплачивался, то другая сторона была вправе требовать смертной казни похитителя.


С установлением царской власти наказание за похищение невест ужесточилось. В ходе съезда биев Пржевальского уезда (Семиречье) 1907 года степными юристами было вынесено решение, что за данное преступление следует наказание в виде штрафа от 5 до 20 голов скота. Причем штраф за похищение не засватанной ранее девушки удваивался, а при определенных обстоятельствах даже утраивался.


«Однако в определенный момент кража невесты перешла из категории уголовно наказуемых деяний в «безобидный» обычай. Причину такого перехода установить трудно. Одни историки объясняют это влиянием советской власти, а именно ее желанием наделить себя «цивилизаторской» функцией для кочевых народов. Другие исследователи предполагают, что из-за коррупции и местничества вера в беспристрастность суда и справедливость наказания для похитителя постепенно утрачивались, а с ними исчезали и прецеденты привлечения виновного лица к ответственности. Иностранные ученые высказывают точку зрения, что возобновление похищения невест в позднесоветский и постсоветский период произошло в результате взятого Казахстаном вектора на возвращение к «традициям», – заключил Жуман.

Между тем даже в сказках и литературных произведениях «Алып Кашу» осуждался обществом внутри истории.


Например, во всеми известной поэме «Козы Корпеш и Баян Сулу» (опустим тот момент, что они на словах уже были сосватаны), когда влюбленные сбегают, новый жених Баян – Кодар – настигает их и убивает Козы Корпеша.


Также согласно одной из легенд Шайтанколя («Чёртово озеро») из Каркаралинска, когда байская дочь и сын бедняка, полюбившие друг друга, сбегают (потому что бай нашел дочке жениха из потомков ханов и уже назначил день свадьбы), их приказывают вернуть.


По одной из версий, влюбленных спрятал в своем королевстве Уббе – царь подводного мира (что равносильно утопленничеству, если быть скептиками).


Ну и наконец для тех, кто подзабыл сюжет хрестоматийной «Несчастной Жамал» Мыржакыпа Дулатова, напомню. Главную героиню Жамал, очень умную, образованную и взращенную в любви девушку (она единственный ребенок в семье), отец решает выдать замуж за глупого Жумана из-за калыма. Слезы матери Жамал и самой Жамал тщетны. Тогда девушка сбегает из дома с Гали, парнем, которому она симпатизирует. Пара скрывается в другом городе.


❗Замечу, если бы такой поступок был в порядке вещей, Жамал и Гани сообщили бы родителям, где они находятся. Но этого не происходит. Ведь Жамал могут вернуть в отчий дом, а самого Гали – наказать.


Впрочем, название романа говорит само за себя – побег всё равно заканчивается плохо. Гали умирает, Жамал возвращают и выдают замуж за Жумана, поскольку калым уже заплачен. А оскорбленный бегством муж постоянно истязает и абьюзит жену. В результате Жамал сбегает и замерзает по пути в сугробе.


Конечно, это далеко не все свидетельства того, что даже по любви «похищение девушки» воспринималось как оскорбление. Но если кто-то до сих пор считает «кражу невест» наследием, можно вспомнить, что с развитием общества многие традиции, к счастью, отошли в прошлое. Например, у нас больше не принято «передавать силу и знания» плевком ребенку в рот. Ведь теперь всем известно, что таким образом можно передать лишь заболевания.


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz


Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page