Итоги опроса о проведении «Дня без автомобиля» в крупных городах РК
Пора подвести итоги голосования, которое касалось вопроса о том, нужно ли в крупных городах Казахстана проводить дни без автомобилей. Всего свой голос отдали 162 человека. Треть проголосовавших (34%) безоговорочно поддерживают данную инициативу. Чуть меньше трети (28%) слабо верят в то, что эта полезная инициатива принесёт хоть какие-то реальные плоды. Четверть опрошенных (25%) считают, что лучше проводить подобные дни только для чиновников. Видимо, предполагая, что простым гражданам машины нужнее. И лишь 13% граждан не верят в то, что отказ от машины на день как-то повлияет на экологическую обстановку в городе.
Напомним, что в феврале 2024 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил поддержку идеи проводить в Ташкенте ежемесячно «День без автомобиля».
В Казахстане подобные идеи периодически возникают. Так, в 2020 году было озвучено предложение сделать одно воскресенье в месяце днём без автомобиля. Об этом было заявлено в рамках заседания Общественного совета по улучшению качества воздуха в Алматы. Тогда планировалось ограничиться одним днём в месяц, точнее, первым воскресеньем, и не во всём городе, а только в историческом центре. Позже акцию хотели проводить еженедельно и, естественно, расширить запретную зону. Но на практике дальше обсуждений дело не пошло.
Мировой опыт
Одной из самых эффективных мер по снижению автомобилизации называют платный въезд в центр города. Например, в Лондоне с 2003 года эта мера помогла снизить автомобильное движение в центре города на 33%. Кроме того, в Лондоне с 25 октября 2020 года вступили в силу правила, по которым водителям транспортных средств, не соответствующих требованиям зоны со сверхнизким уровнем выбросов (ULEZ), придётся платить налог 12,5 фунта в день, а водителям грузовиков и автобусов – 100 фунтов. Те, кто не оплатит налог, но заедет в зону ULEZ, получат штраф в размере 160 фунтов.
Изменения коснулись и оплаты за въезд в центральный Лондон. С 25 октября 2020 года только электромобили с аккумулятором стали иметь право на 100% скидку, что позволило их владельцам экономить 15 фунтов стерлингов в день. Но даже если автомобиль соответствует требованиям, нужно вначале зарегистрироваться и подать заявку в TfL (Transport for London).
В Риме ограничили движение автомобилей в часы пик в центре. Проезд был разрешен только живущим в центре и тем, кто купил годовой абонемент на проезд в центр города. Эта мера помогла сократить движение в центре на 20% в часы пик и на 10% – в остальное время.
В 2010 году правительство Пекина заявило, что в 2011 году жителям города будет выделена квота в 240 тыс. новых автомобилей. Это в три раза меньше количества новых машин, зарегистрированных в китайской столице в 2010 году. Право на покупку новых авто было распределено путем лотереи среди жителей города (в Шанхае с помощью аукциона).
Кроме того, автономера в Китае привязаны не к региону, а к городу. Поэтому, например, с номерами из Гуанчжоу в других городах той же провинции ездить можно не более четырех дней в неделю, а въезд в центр города разрешен в определенные часы.
Подписываетесь на @Свидетель.KZ
Comments