top of page
  • Фото автораAyel

Казахстанские спектакли, не оскорбляющие женские чувства


Больше чем половиной независимых театров Казахстана сегодня руководят женщины. Тем более печальным кажется тот факт, что спектаклей, которые не возмутят тебя, если ты женщина, совсем не так много, как хотелось бы.


В преддверии 8 Марта мы попросили театральную обозревательницу Ольгу Малышеву, ведущую телеграм-канала «Оля ведёт в театр», рассказать, в каких спектаклях во взаимоотношениях полов присутствуют домострой и абьюз, а в каких нет.


Самый очевидно проблемный – это пласт комедий о взаимоотношениях невестки и свекрови, и этим театр несильно отличается от нашего кино. «Енелер мен келіндер», «Келіндер көтерілісі», просто «Келін» – такие названия можно встретить в любом казахском театре. В русских театрах любят «Хануму», в которой, с одной стороны, главная героиня – сильная женщина, с другой – она же и главная поборница насильственного традиционализма. 


Что в этих комедиях плохо – это нормализация внутрисемейной вражды и круговорот насилия: ене притесняет келін, та с возрастом сама превращается в ене и всё начинается снова. Поколения несчастных женщин сменяют друг друга.


Примерно то же самое происходит в испанской пьесе «Дом Бернарды Альбы», которая довольно популярна в казахстанских театрах (только в Алматы она сразу в афишах трёх театров). Это тоже акт насилия старшего поколения женщин над младшим, с той только разницей, что заглавная героиня угнетает не невесток, а дочерей.


В классической казахской литературе, которую часто переносят на театральную сцену, трагическая судьба женщин – тоже одна из самых популярных тем.


И здесь остаётся вопрос: как массовый зритель воспринимает истории Қарагөз, Жібек, Жамал, Қамар и других героинь? Как всё ту же нормализацию или всё-таки как антипример?


Хотелось бы, чтобы как второе: во всяком случае, я как автор закладывала в подобную историю негативную коннотацию: в моей пьесе «Дилфизо и Донада», которая тоже идёт в театрах, главные героини становятся жертвами несвободных обстоятельств, типичных для общества что тысячу лет назад, что сейчас. Но нам по силам эти обстоятельства менять и преодолевать.


Другое дело, когда в спектаклях сцены насилия над женщинами появляются уже стараниями режиссёров (а иногда и режиссёрок – что скрывать). Это может быть и локальная литература, и мировая: ставят они хоть «Грозу» Островского, хоть «Гамлета» Шекспира – иногда в спектаклях случаются сцены в стиле жёсткого театра девяностых.


Теперь поговорим о конкретных спектаклях, которые я могла бы назвать феминистскими, профеминистскими, или просто о тех, где главные героини – прекрасные, сильные, современные женщины (даже если они не наши современницы).


В Астане в Театре имени Куанышбаева спектакль по пьесе Габита Мусрепова идёт с немного непривычным названием: «Баян Сұлу – Қозы Көрпеш», то есть с женским именем вначале. Потому что в этом спектакле режиссёрки Гүлназ Балпейсовой именно Баян – главная героиня, двигательница сюжета и отважная воиня. Она похожа на персонажку скорее супергеройской вселенной Disney, чем казахской лиро-эпической поэмы. За это спектакль ругают и критикуют, но такая Баян должна войти в историю отечественного театра.


У классиков и так попадаются практически супергероини. Например, Джамиля (в оригинале – «Жамийла», на казахском – «Жәмилә») из повести Чингиза Айтматова. Это женщина, которая сделала свой выбор в пользу любви, несмотря на общественное мнение и традиции. Спектакли по этому тексту ставят часто, мой любимый – в Кызылординском театре имени Бекежанова в постановке Дины Жұмабаевой. Эта Жәмилә – с каменным характером, устойчивыми личными принципами, обаятельная и дерзкая.


По-другому героиню увидел режиссёр Уланмырза Карыпбаев: в его постановке «Жәмилә» есть в репертуаре театра «Жас сахна». В этой истории больже нежности и чувственности, но авторская идея остаётся неизменной: счастье есть там, где есть свобода выбора.


Биографические спектакли о наших реальных соотечественницах – ещё более мощный способ говорить о женской силе через театр.


В столичном театре Astana Musical его художественный руководитель Есләм Нұртазин поставил мюзикл «Роза Бағланова» – о жизни величайшей казахской певицы. Непродолжительный спектакль короткими эпизодами рассказывает всю жизнь артистки – от сложного детства, через войну, к славе и наградам.


У поэтессы Фаризы Оңғарсыновой тоже есть именной спектакль.


«Фаризу» по пьесе Розы Мұқановой почти пять лет назад поставил режиссёр Фархад Молдағали: сначала это был независимый продюсерский проект Айнұр Көпбасаровой, а затем спектакль вошёл в репертуар Музыкально-драматического театра в Туркестане, где до сих пор и идёт.


В начале этого театрального сезона в репертуаре алматинского театра имени Сац появился спектакль-посвящение его основательнице – Наталии Сац. «Сац. Хроника одной репетиции» – это спектакль Галины Пьяновой, который реконструирует фрагменты жизни заглавной героини, где ключевое событие – появление её стараниями первого в Казахстане детского театра.


Закончу обзор упоминанием спектакля, в котором главные героини и главные исполнительницы – одни и те же женщины. Это спектакль «Персона», который идёт в Алматы в пространстве Трансформа. В нём Нургуль Алпысбаева и Юлия Шабайкина примеряют на себя сначала образы из фильма Ингмара Бергмана, а затем честно рассказывают о себе: от ментальных проблем до профессиональной реализации. И в таком бесстрашном рассказе – концентрат свободы творчества и свободы в принципе.


✅ Подписывайтесь на  https://t.me/ayel_kz

Comments


bottom of page