top of page
  • Фото автораShishkin_like

Казахстанский нефтесервис: от забастовок к миллиардным хищениям

Сегодня прокуратура Мангистауской области сообщила о хищениях на сумму свыше 1 млрд тенге в нефтесервисных предприятиях, работающих в регионе. В частности, в ходе проверок было установлено, что должностные лица ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшн» (дочернее предприятие «Казмунайгаза») приняли от поставщика не соответствующие технической спецификации автобусы на сумму более 1,5 млрд тенге, при этом их стоимость была завышена на 400 млн тенге. Также были обнаружены факты перечисления денежных средств в размере 110 млн тенге за услуги не работающей спецтехники.


В другом предприятии – ТОО «West Oil Software», которое является подрядчиком «Ойл Транспорт Корпорейшн» и оказывает транспортные услуги, выявлены факты необоснованного начисления заработной платы. Более 400 млн тенге выплатили не работавшим в компании людям, в том числе, близким родственникам руководства.

Как сказано в сообщении прокуратуры, по этим нарушениям начаты досудебные расследования и задержаны 4 руководящих должностных лица указанных компаний.


Несколько месяцев назад эти два предприятия уже попадали в поле нашего зрения. Мы пытались разобраться, что представляет собой структура казахстанского нефтесервиса, а поводом послужила длительная забастовка на West Oil Software (она началась в декабре 2023 года). Тогда выяснилось, что эта частная компания, которая через «Ойл Транспорт Корпорейшн» получает многомиллиардные контракты на транспортное обслуживание нефтяных месторождений, принадлежит публично неизвестному предпринимателю Лукпану Нагыметову. Он стал владельцем компании в 19 лет.


Как связаны «Ойл Транспорт Корпорейшн» и West Oil Software


До 2018 года «Ойл Транспорт Корпорейшн» («ОТК») была крупной компанией, которая оказывала все виды транспортных услуг для подразделений «КазМунайГаза» на месторождениях Каламкас и Жетыбай. Там работало более 2000 человек, а на балансе было свыше 900 единиц тракторов, специальной техники и других транспортных средств.


В 2018 году в «ОТК» начался процесс «мягкой оптимизации», в итоге число сотрудников стало в 10 раз меньше, а часть своих активов компания передала в доверительное управление частникам. Жетыбайское управление технологического транспорта отошло именно к West Oil Software.


Согласно перечню имущества, «дочка» «КМГ» передала сервисной компании 298 единиц автотранспорта, прицепы, а также базу площадью 13,6 га с административными и производственными строениями, в которых находится оборудование и все необходимое для работы – от станков и компьютеров до мебели и кондиционеров.


По долгосрочному плану ТОО «Ойл Tранспорт Kорпорейшн» на 2022-2027 годы, опубликованному на портале закупок «Самрук-Казына», в 2023 году за транспортные услуги на месторождении Жетыбай компания заплатила подрядчику 9,3 млрд тенге. В 2024 году планируют потратить 9,47 млрд. Общая сумма закупленных услуг по аренде специальной техники с водителем на месторождении Жетыбай в 2022-2027 годах составит 52,62 млрд тенге.


Согласно Adata.kz, сумма заключенных госконтрактов между «ОТК» и West Oil Software в 2021-2024 годах составила 147,7 млрд тенге.


West Oil Software, её владелец и руководитель


По данным Adata.kz, компания зарегистрирована в 2010 году в Актау. Судя по налоговым отчислениям, до 2018 года её прибыль была незначительной, однако как только она получила в управление активы ТОО «ОТК», её дела пошли в гору. В 2022-2023 годах ТОО «West Oil Software» вышло на пик налоговых отчислений – более 2 млрд тенге ежегодно. Общая сумма налогов с 2018 года – 9,4 млрд тенге.


В конце прошлого года на West Oil Software началась забастовка, на которую вышли около 500 сотрудников. По их словам, на протяжении всего года они добивались выполнения трёх требований: обновить материально-техническую базу, перевести их в штат ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн» или НК «КазМунайГаз», внедрить единую систему оплаты труда (то есть довести зарплаты до уровня «КМГ»). Подробно о сути конфликта и его хронологии мы рассказывали здесь.


С 2013 года  учредителем подрядной нефтесервисной организации является Лукпан Нагыметов. На момент вступления в права владения ему было всего 19 лет. По всей видимости, его мало что связывает с «нефтянкой» и Мангистауской областью: согласно бизнес-реестрам, Нагыметов параллельно занимается сельским хозяйством и торговлей овощами в селе Шиликты Актюбинской области и, видимо, там же и проживает. В начале года он баллотировался на должность акима Кишикумского сельского округа Шалкарского района Актюбинской области, но выборы проиграл. Кстати, с 2010 по 2024 год акимом Кишикумского сельского округа был Казбеков Курышбек Нагыметович, вероятно, отец Лукпана Нагыметова.


Возглавляет West Oil Software с 2018 года Тлеген Карджаубаев. Ранее у него было собственное предприятие, оказывающее транспортные услуги, но сейчас оно бездействует. Любопытно, что в 2013 году, когда учредителем West Oil Software стал Лукпан Нагыметов, должность первого руководителя получил его вероятный двоюродный брат Азамат Нагметов. Официально он возглавлял компанию до октября 2016 года, но, исходя из информации на сайте «Ойл Транспорт Корпорейшэн», продолжал занимать руководящие посты в West Oil Software и после.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page