top of page

Казахстану нужно более €5 млрд на развитие транспортной инфраструктуры

Фото автора: Черный лебедь, рак и щукаЧерный лебедь, рак и щука



Казахстану в ближайшие годы необходимо привлечь €5,5 млрд на развитие транспортно-логистической инфраструктуры в стране и Центрально-Азиатском регионе. К такому выводу пришли эксперты МФЦА на основе данных Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

 

Как отмечается в отчете МФЦА, экономики основных акторов Евразийского контитента – ЕС, Китая, Индии, России и ЦА – будут неуклонно расти, что повлечет за собой рост инвестиций и торгового оборота. Несмотря на то что большая часть торговли между Европой и Азией осуществляется морем, существуют и сухопутные маршруты, которые будут пользоваться большей популярностью в связи с напряженной геополитической обстановкой в Красном море, а также недоступность Северного морского пути зимой и слишком длинного пути через мыс Доброй Надежды.

 

По прогнозам консалтинговой компании BCG, мировая торговля в ближайшие 7 лет будет расти на 2,3% в год, что несколько меньше ожидаемого годового роста мировой экономики (2,5%).

 

Казахстан является одним из ключевых участников двух сухопутных проектов: Транскаспийского международного транспортного маршрута и коридора «Север – Юг». По оценкам ЕБРР, общий объем инвестиций, необходимых для значительного улучшения транспортной инфраструктуры Центральной Азии и обеспечения устойчивых связей, составляет €5,5 млрд для Казахстана и €18,5 млрд для Центральной Азии в целом, что включает в себя 33 инфраструктурных проекта.

 

Средний коридор, являющийся более важной артерией для Азии и Европы, чем «Север – Юг», на сегодня имеет пропускную способность в 6 млн тонн грузов, а время перевозки составляет не больше 23 дней. Цель участников сократить это время до 14-18 дней, 5 из которых груз проводит в Казахстане. По прогнозам Всемирного банка, к 2030 году объемы перевозимых грузов могут достигнуть 11 млн тонн в год. При этом межконтинентальная торговля через 6 лет будет составлять примерно 40% от общего объема.

 

При этом Казахстан за последние 15 лет инвестировал в транспорт и логистику $35 млрд, что привело к росту объемов грузоперевозок почти на 30%. Ожидается, что доля транспорта и логистики в ВВП страны уже в 2025 году достигнет 9% (против 6,2% в 2022-м). Напомним также, что ЕС уже анонсировал инвестиции в размере €10 млрд в развитие Транскаспийского коридора, о чем «Черный лебедь, рак и щука» писал в январе.

 

Отметим, что буквально накануне Министерство транспорта анонсировало создание АО «Казахстанский институт транспорта и логистики». Новая структура будет заниматься информационно-аналитическим обеспечением государственной политики транспортно-логистического развития. Бюджет новой структуры только на текущий год составит почти 185 млн тенге. Не очень только понятно, чем правительству не угодило Агентство по стратегическому планированию и реформам.

bottom of page