top of page

Казахстан находится в переломном моменте, меняющем судьбу нации – Маулен Ашимбаев

Фото автора: Политпросвет.kzПолитпросвет.kz

 

В опубликованной сегодня в газете «Время» статье председателя сената Маулена Ашимбаева, посвященной пятилетию пребывания Касым-Жомарта Токаева в должности главы государства, автор анализирует произошедшие в стране за этот период изменения.

 

«На данном историческом этапе Казахстан находится в точке бифуркации - переломном моменте, в корне меняющем судьбу нации. Мы должны признать, что в этой точке на Казахстан воздействуют разновекторные силы - внутренние и внешние, осмысленные и стихийные, так что от управленческих решений власти и их созвучности общественным ожиданиям во многом зависит будущее страны. «Судьба нации» в этом контексте не риторический оборот, а простая констатация факта: мы стоим на исторической развилке и должны осознанно выбрать верный путь», - считает Маулен Ашимбаев.

 

В свое статье спикер сената рассуждает о том, что из себя представляет предложенная президентом концепция «Нового Казахстана».

 

«Его суть в первом приближении можно сформулировать так: смена старой управленческой парадигмы на открытую демократическую модель + экономическое благополучие для всех граждан страны», - пишет он.

 

Далее автор пытается осмыслить эволюцию общественного запроса на построение справедливого и благополучного общества за последние 30 лет. Он вспоминает основные вехи развития страны после обретения независимости: тяжелые 1990-е годы, рост имущественного неравенства в нулевых (в то время 10% самых обеспеченных казахстанцев контролировали 60% богатства страны), «экономику презентаций» и застой 2010-х (Ашимбаев цитирует доклад Всемирного банка, назвавшего этот период «потерянным десятилетием»), на фоне которых в 2019 году произошла смена власти.

 

«Новому Главе государства пришлось принять управление страной в неблагоприятных стартовых условиях. На его плечи легла ответственность за 30 лет неудовлетворенного ожидания и накопившихся ошибок», - пишет Маулен Ашимбаев.

 

По словам спикера, после победы на выборах президент Токаев приступил к налаживанию проактивного диалога между властью и обществом.Первым инструментом «слышащего государства» стал Национальный совет общественного доверия (НСОД), по итогам работы которого в сентябре 2019 года глава государства анонсировал первый пакет политических реформ: либерализация законодательства о мирных собраниях, снижение в разы количественного порога регистрации партий, декриминализация клеветы, отмена смертной казни, введение института парламентской оппозиции.

 

В 2020 и 2021 годах инициированы второй и третий пакеты реформ, включавшие меры по реальному влиянию народа на власть в регионах: выборность акимов, внедрение местного самоуправления, усиление маслихатов. Кроме того, был снижен порог для прохождения партий в мажилис с 7 до 5%, а в избирательные бюллетени включили «протестную» графу «против всех». Был также звучен емкий комплекс мер в области прав человека.

 

«Не все шло гладко. На первых порах Президенту и его сторонникам приходилось преодолевать скрытое, но вязкое и активное сопротивление представителей старых элит. Кроме того, в первые же месяцы дала о себе знать инерция накопленных за 30 лет ошибок и откладывавшихся проблем. Начали взрываться мины, заложенные в предыдущие десятилетия», - пишет Маулен Ашимбаев.

 

В числе этих мин спикер сената называет как реальные - взрывы на военных складах в Арыси, так и условные - пандемия COVID-19 и январские события 2022 года. Рассуждая о Кантаре, автор отмечает, что президенту в тех условиях необходимо было действовать очень быстро и решительно.

 

«Счет шел на сутки. Сутками позже - и было бы поздно. Мы проснулись бы в другой стране. Раздираемой, разрушенной, захваченной неуправляемой толпой. Дальше - цепная реакция распада: анархия, потеря управления, ресурсов и суверенитета. Нас ждал не прекрасный демократический Казахстан будущего, а то, что западные политологи называют failed state - несостоявшееся государство. Поэтому порядок был восстановлен решительно и в кратчайшие сроки. Правда в том, что в таких ситуациях нигде и никогда не обходится без жертв. К сожалению, погибли люди. Но если бы Президент не проявил твердость в обеспечении законности и порядка, жертв было бы гораздо больше. И мы бы потеряли страну», - уверен он.

 

По мнению Маулена Ашимбаева, январские события показали, что возвращение старой системы в Казахстане невозможно. А новый общественный запрос совпал с основным вектором политических реформ Касым-Жомарта Токаева: создание новой модели управления, основанной на политической конкуренции и деконцентрации власти. Речь шла об ограничении власти президента, расширении возможностей парламента, введении смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы, упрощения процедур регистрации партий и т.д.

 

«Практическая реализация реформ требовала перезапуска и трансформации всех институтов власти. Поэтому в сентябре 2022 года Глава государства объявил внеочередной электоральный цикл, проведенный уже в соответствии с нормами измененной Конституции. Он включал выборы президента, депутатов Парламента и маслихатов всех уровней», - объясняет председатель сената.

 

После перезапуска политической системы глава государства перешел к экономическим реформам.

 

«В основу новой экономической модели Касым-Жомарта Токаева, озвученной им в сентябре 2023 года, легли три базовых принципа: справедливость, инклюзивность и прагматичность. Причем прагматичность подразумевала не отложенную награду, как это было раньше, а конкретные результаты в конкретный срок – «не абстрактные достижения, а реальное улучшение жизни граждан», - пишет Маулен Ашимбаев.

 

В числе важных решений автор статьи называет программу «Национальный фонд – детям», запуск процесса модернизации всей энергетической и инженерной инфраструктуры в стране в рамках формулы «Тариф в обмен на инвестиции»,

подписание указа о мерах по либерализации экономики, направленных на свободу предпринимательства, развитие конкуренции и сокращение государственного участия в экономических процессах.

 

«Уже сейчас очевидно, что рыночные реформы потянут за собой мультипликативный эффект - не только в экономике, но и в жизни общества в целом. Появление рабочих мест снизит уровень бедности, а значит, нагрузку на бюджет, расходуемый на социальные нужды, и освободившиеся средства будут направлены на поддержку тех, кто не имеет возможности работать. Увеличение доли среднего класса ускорит развитие гражданских институтов, повысит роль общества в процессе принятия политических решений, повлияет на развитие образования, инноваций, медицины, сферы услуг и в целом на повышение качества жизни в стране», - считает Маулен Ашимбаев.

 

В завершение автор констатирует, что за 5 лет страна прошла большой путь, превратившись изсуперпрезидентской республики в президентскуюреспублику с сильным парламентом, подконтрольным обществу правительством, самостоятельными регионами, конкурентным бизнесом, активным гражданским обществом и участием народа в принятии решений.

 

«Теперь, когда определены правила и принципы, на которых можно строить всеобщий консенсус, всем нам: народу, обществу, власти, партиям, бизнесу - необходимо объединиться на платформе Справедливого Казахстана, чтобы вместе шагнуть в будущее», - отмечает Маулен Ашимбаев.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page