Какие казахские традиции заставляли девушек выходить замуж за зятя или деверя
- Ayel
- 29 сент. 2024 г.
- 3 мин. чтения

Телеграм-канал Ayel продолжает исследовать казахские обычаи. Сегодня поговорим об устаревших традициях в отношениях женщин, которые касаются их замужества и лишают их права выбора.
Балдыз калын – когда вместо умершей невесты замуж выдавали её сестру.
После официальной части сватовства сторона жениха платила за девушку калын мал в виде скота. Если после этого невеста, не успев выйти замуж, преждевременно погибала, жених мог взять в жёны сестрёнку умершей – балдыз. Если жених успел побывать на «тайных» свиданиях (Ұрын келу) с невестой, а сестры нет – ему возвращали половину калыма. Если сестра есть и свидания с невестой были, то он платил дополнительный калым (балдыз калым). Если жених невесту не навещал, то балдыз калым не платился.
Издание «365info» также рассказывало, что при здоровой невесте/жене отношения зятя (жезде) и балдыз определяются как братско-сестринские. Он помогает новоявленной родственнице и терпит любые шутки-колкости своей «сестрёнки». При этом упоминается, что в книге «Казахи» описывалась традиция «Балдыз Алу», когда женились на сестрёнке погибшей жены для того, чтобы род не прервался. А сам обычай берёт начало ещё со времён гуннов. Как отмечали учёные Халел Аргынбайулы и Шайзада Тохтабаева в своих трудах, вдовец мог попросить родителей жены выдать младшую сестру покойной для того, чтобы их общих детей воспитывал кровный родственник. В случае согласия родителей тоже выплачивался балдыз калым.
Подтверждает это и повесть Мухтара Ауэзова «Тени прошлого», где мать двоих детей Кадиша, умирая, просит родителей выдать за мужа сестрёнку Жакипу, чтобы малышей воспитывали родные и те не теряли связь с материнской линией. Мачеха, к слову, это «өгей шеше».
Аменгерство – когда вдова выходит замуж за брата усопшего мужа. В древности и средневековье такая традиция объяснялась выживанием. У женщины с малолетними детьми резко снижались шансы на выживание. Вернуться в родной аул не представлялось возможным. К тому же считалось, что дети должны расти с родными и не забывать свои корни. Помимо этого, вдова с детьми получала защиту от посягательства со стороны других мужчин. Конечно, случалось, что вдову принуждали к такому браку и в отсутствие защитников ей приходилось соглашаться.
Хотя если у покойного оставались взрослые сыновья, они могли объявить о том, что берут на себя заботу о матери. Если же, несмотря на давление, вдова не соглашалась стать женой родственника, проводили обряд, когда братья мужа разрешали женщине покинуть юрту, но не через двери. Вдова приподнимала край и проползала наружу.
Если она планировала выйти за другого, то жених должен был за неё дать калым. Тогда после обряда с юртой возлюбленные могли пожениться.
Известный философ и поэт Абай выступал против аменгерства. В «Пути Абая» есть два ярких момента, которые показывали, что он критиковал обычай, когда с невестой/женой обращались, как с переходящей собственностью. Во-первых, любимая жена Абая – Айгерим – была сосватана за другого с детства. Когда жених умер, Айгерим должна была перейти к старшему и пожилому брату. Абай же выплатил полностью за неё калым и удовлетворил все материальные претензии жениха. Во-вторых, он не хотел жениться на жене умершего братишки Оспана – Еркежан. В книге даже есть цитата, когда он говорит: «я первый, кто не женится на вдове брата». Но в итоге ему всё равно пришлось это сделать.
Аменгерство практиковалось вплоть до I половины XX века. К середине 1920-х годов появилась законодательная ответственность за принуждение к замужеству, за двоеженство и многоженство, за брак с малолетними, умыкание и аменгерство. С января 1924 года для того, чтобы закрепить в мышлении народа запреты, праздновался День отмены калыма, а 4 января считался Днём независимости казахских женщин. У истоков законов стояла Алма Оразбаева – основоположница женского движения в Казахстане.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz