top of page

Как Абай относился к женщинам?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 8 мая
  • 3 мин. чтения


Представители КазНПУ имени Абая оправдали необходимость «лекций о женской скромности и поклонах мужчинам» тем, что якобы хотели разъяснить этические нормы и философию воспитания Абая Кунанбаева.


Абай Кунанбаев для Казахстана личность практически сакральная. Много лет подряд «Путь Абая» Мухтара Ауэзова и «Слова назидания» Абая остаются в лидерах по прочтению.


Но что же народный философ и просветитель думал о женщинах?


В различных источниках советские литературоведы приходят к выводу, что просветитель выступал «против рабского положения женщины» (Википедия). На это указывает составленный Абаем «Карамолинский устав», именуемый также «сводом законов». Как отмечено в «Казправде», сам по себе документ характеризует автора как демократа. Например, в уставе указано, что в случае, если женщина отказывалась от брака после того, как овдовела (даже если и был родственник, готовый взять её замуж), она имела право не соглашаться на замужество и жить отдельно.


Altainews уточняют, что в статье 51 Карамолинского устава говорится:


«Если вдова бездетного мужа не выходит замуж, она имеет право на имущество. Если она выйдет замуж, ей достаётся одна восьмая часть, а если у неё есть дети – одна шестая часть».


То есть Абай выступал против аменгерства.


Этот момент прописан и в «Пути Абая» Мухтара Ауэзова. 365info.kz приводит отрывок, когда умирает младший брат Абая – Оспан, у которого были три жены – Зейнеп, Торымбала и Еркежан. Братья Оспана – Такежан и Искак – начинают обсуждать брак с вдовами. Еркежан отказывается от предложения братьев и говорит, что не ищет нового мужа, что у неё есть дети и она поклялась «сделать всё, чтобы не погас огонь в шаныраке Оспана».


Абай же на вопрос Такежана: «Разве не ты первый, кто должен жениться на вдове брата?», отвечает: «Нет, я первый, кто не женится на вдове брата».


Тем не менее, Абаю пришлось взять в жёны Еркежан. Возможно, потому что в те времена выжить по-другому вдове с детьми было невероятно сложно. При этом совместных детей у них не было.


Еркежан пережила обоих своих мужей и первых супруг Абая – Дильду и Айгерим.

Всего же у просветителя было три жены. Дильда и Айгерим родили от народного поэта 10 детей.


В истории брака с Айгерим прослеживается один момент, который также показывает Абая борцом за права женщин. С Дильдой Абай вступил в брак по договорённости родителей.


«Мысль», цитируя «Путь Абая», обращает внимание на то, что поэт был влюблён в девушку, но та была сосватана за человека, который умер, и теперь должна была по обычаю стать невестой старшего пожилого брата. За Айгерим уже был выплачен существенный калым.


«Решив жениться на Айгерим, Абай выбрал в посредники Жиренше, которому говорил, что если девушка не согласится сама стать его женой, то не надо её к этому принуждать. Потому что её родственники могли из-за страха нажить врага в лице сына всесильного Кунанбая, стали бы её насильно выдавать замуж», – поясняет издание.


Мы уже писали, что в результате Абай выплатил весь калым за девушку и удовлетворил претензии пожилого жениха.


Абай выступал за нравственное воспитание как девушек, так и парней. В своих стихах и цитатах он обвинял невежество и считал, что казахов с детства необходимо приучать к образованию и уважению.


Например, он говорит:


«Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты – сын человека».


Далее уже в «Словах назидания» он критикует продажность и легкомысленность.


Иными словами, Абай считал, что не только женщины, но и мужчины должны быть достойными людьми.


В то же время PhD докторaнт в области литературы и искусства Айдана Жуматаева в своей научной статье пишет, что в лирике Абая женщина предстаёт в глубоком и сложном образе.


Это загадочная, полная противоречий, нежная и сильная духом героиня.


Автор ссылается на труд Мухтара Ауэзова, который подчёркивает, что впервые в казахской литературе отчётливо и высокоморально высказано новое отношение к семье, воспитанию молодого поколения и женщине.


«Безотрадная, злосчастная доля восточной женщины, изображённая в народных поэмах и бытовых песнях, обретает в творчестве Абая новый смысл. В своей поэзии Абай раскрывает самую душу женщины, о которой так мало было рассказано в прежних поэмах и песнях, отражавших главным образом внешнюю сторону женской судьбы. Абай показывает, как трогательна и глубока любовь женщины, когда она сама выбирает себе возлюбленного, как сильна и непоколебима её воля в борьбе за вырванное с таким трудом счастье. Абай воспевает казахскую женщину и мать, как опору семьи.


Он воспевает готовность её к самопожертвованию, мудрость и стойкость её в преданной дружбе, цельность её прекрасной и верной души.


Страстно отрицая позорный институт калыма, многожёнство и порабощение, Абай в своих стихах борется за равноправие женщины в обществе», – цитирует писателя Жуматаева.


Подтверждает то, что Абай больше ценит внутренний мир, чем внешнюю красоту, и стихотворение «Подумай перед тем, как брать жену…». Там он говорит, что внешней красоте и богатству нужно предпочесть невесту, у которой гладки «не столь бока и щёки, сколь повадки, чтоб не черты лица, черты души у наречённой были хороши».


Автор: Алтыншаш Жырау


Изображение: из книги «Путь Абая», художник Е.Сидоркин.



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page