top of page

Как банда «Шакалов» нагоняла ужас на жителей Алма-Аты

Фото автора: Свидетель.kzСвидетель.kz

 

На протяжении 11 лет, с 1977 по 1988 год, на территории КазССР орудовала банда, которая нападала на предприятие и совершала ограбление кассиров, при этом не останавливаясь перед убийствами.

Банду грабителей организовал в 1977 году житель Алма-АтыВиктор Можаев. На тот момент ему был 21 год, и он не так давно освободился из колонии. Виктор занимался тяжелой атлетикой, у него были хорошие физические данные. Однако, как затем отмечали его знакомые, Можаев был очень ленив и не пытался достичь каких-то успехов.

В результате поножовщины он был приговорен к 4 годам колонии. Правда, отбыть наказание от звонка до звонка не пришлось. Можаева выпустили условно-досрочно уже через два года с условием, что он устроится на работу. Чтобы не нарушить условия досрочного освобождения и на что-то жить,Виктор устраивается слесарем в Тянь-Шанскуюастрономическую обсерваторию, находящуюся в 30 километрах от Алма-Аты, а спустя некоторое время, когда административный надзор был снят, выучившись на водителя,устраивается уже водителем в спортивный комитет КазССР. Между тем Виктор женится и денег, по его дальнейшим признаниям, стало не хватать.

 

Угон и разбор автомобилей

 

Поэтому в 1977 году он решил заняться угоном автомобилей и их разборкой на запчасти, которые можно было продать. Однако одному проворачивать такие дела было сложно, к тому же требовался гараж, где можно спокойно заниматься угнанным автомобилем. Поэтому про свою идею он рассказал другу детства и однокласснику Николаю Немчину, который тоже не так давно вышел из мест лишения свободы. Он возил проректора зооветеринарного института.

Сначала они угнали «Москвич», который стали разбирать лишь через несколько месяцев. Это не приносило больших денег, поэтому решили сосредоточиться на кражах автомагнитол без угона. К этому привлекли еще одного своего знакомого – Владимира Токарева, работавшего на тот момент водителем автокомбината. Токарев, так же, как и его товарищи, имел судимость, правда, за кражу. Дело с магнитолами пошло. За ночь удавалось вытащить до трехмагнитол в разных частях города. Сбывались они довольно быстро, появились деньги, но не в том количестве, которые хотели бандиты.

 

Первая кровь

 

Можаев постоянно был в поиске новых идей. Придумывая очередной план обогащения, он предложил друзьям совершать ограбление. Те согласились и на протяжении нескольких лет параллельно с основной работой троица стала грабить людей.Сначала в пределах бывшей Ташкентской улицы выслеживали ночью одиноких прохожих и нападали. Крепкий Можаев одним ударом по голове сбивал своих жертв с ног. На очередном грабеже банда нарвалась на тренера по единоборствам, тот от неожиданного и сильного удара выстоял и дал серьезный отпор, чего бандиты не ожидали. Тогда Можаев выхватил нож и зарезал спортсмена. После этого случая они решили грабить только девушек, но при очередном ограблении один из преступников изнасиловал жертву. Затем Можаев убил девушку. Как он объяснял, чтобы та не могла их затем опознать.

Дальнейших жертв отморозки также грабили, насиловали и убивали, причем, не оставляя улик. Некоторых прямо на служебной машине Можаева насильно заталкивали в салон и увозили за город, где совершали насилие и убийства. При этоммилиция не могла подобраться к банде. Сначала оперативники считали, что в городе орудует маньяк. Стали работать по этой версии, но затем убийства резко прекратились, а дело зависло на долгие годы в глухарях. Как выяснилось позже, изнасилования прекратились, потому что Можаев переключился на другие преступления.

В период затишья из банды уходит Владимир Токарев, боявшийся, что на них может выйти милиция. Виктор его отпустил, а сам решил одним разом взять большой куш. От знакомого он узнал, что раз в месяц кассир автобазы «Спецдормаша» забирает из банка крупную сумму денег и привозит ее на предприятие. Было решено ее ограбить. Это уже было серьезное преступление и одного обреза, который Немчин сделал из охотничьего ружья, бандитам оказалось мало, и они решили приобрести пистолет, чтобы каждый был вооружен. Нужных связей для покупки оружия не было, поэтому созрел новый преступный план.

 

Нападение на правительственный санаторий

 

Можаев, работая в спортивном комитете, иногда завозил своего начальника в санаторий Совета министров КазССР. Это был по-настоящему уникальный комплекс, в котором проходили оздоровление руководители министерств и ведомств страны. Санаторий являлся режимным объектом и просто так сюда зайти было нельзя. У Можаева имелся спецпропуск. В очередной раз, ожидая на территории санатория начальника, Можаев познакомился с одним из милиционеров, дежурившим на КПП.

Ночью 23 апреля 1983 года Виктор и Николай подъехали к санаторию. Постовой, узнав Можаева, открыл ворота санатория, чтобы пропустить «Волгу». Бандиты въехали на территорию и остановились недалеко от будки постового. Можаев с Немчиным вышли из машины, и Виктор попросил у милиционера разрешение позвонить. Тот в просьбе не отказал и пригласил Можаева и его спутника в свою будку.

Николай Немчин неожиданно ударил милиционера несколько раз ножом в грудь. Тот упал на спину. Можаев сходил в машину за обрезом и выстрелил в раненого. Затем бандиты забрали пистолет и запасную обойму, после чего сели в машину и беспрепятственно уехали с места преступления.

 

Небольшой куш

 

Вооружившись, бандиты привлекли в свои ряды еще одного знакомого – Михаила Солуянова, работающего водителем скорой помощи. Первой жертвой банды налетчиков стала кассир автобазы «Спецдормаша». В тот день, когда она забирала из банка деньги, за ней уже с утра вели слежку двое бандитов на угнанном мотоцикле. После того, как женщина вышла из помещения банка, один из нападавших выстрелил в нее и забрал сумку с деньгами. Затем запрыгнул на мотоцикл и вместе с подельником уехал.

Все это произошло днем на многолюдной улице. Правда, налетчиков никто разглядеть не смог, так как они были в шлемах и в больших солнцезащитных очках, но все же появилась первая зацепка, один из нападавших был с усами.

Между тем в сумочке Умановой была 1000 рублей, в то время как наводчик утверждал, что при кассире будет около 10 000. Это обстоятельство грабителей не устроило, поэтому они занялись поиском более выгодного дела и спланировали ограбить крупное алматинское производственное объединение «Асфальтобетон».


Операция «Асфальтобетон»


Слежку за кассиром «Асфальтобетона» продолжали более 4 месяцев. Бандиты поняли, что суммы, которые перевозилакассир предприятия из банка, были огромными.

16 октября 1983 бандиты зашли на территорию предприятия. Надели респираторы с подшлемниками и, слившись с толпой рабочих, миновали проходную, оказавшись внутри здания. А уже через 20 минут из банка приехал автобус с кассиром,бухгалтером и сопровождавшим их начальником гражданской обороны.

Можаев, увидев своих жертв, сразу же начал стрелять. В итогеженщина- кассир и охранник были убиты, а налетчики забрали сумку с деньгами и рванули к выходу. В руках у преступников оказалась заработная плата всего предприятия. После этого налета эту банду СМИ окрестили «шакалами».

Подсчитав наличные, разбойники остались довольны добычей: она составила рекордные для них 109 тысяч 750 рублей. Поделив деньги (Можаев взял себе около 40 тысяч, Немчин и Солуянов — по 35). Бандиты начали тратить их: Можаев купил детям дорогие игрушки, Немчин подарил жене золотые украшения, а Солуянов, который собирался жениться, положил наличные в банк под проценты.


Поиски банды


К расследованию беспрецедентного для Казахской ССР преступления привлекли 11 оперативно-следственных групп, деятельность которых координировал начальник штаба при УВД Алма-Аты, полковник милиции Кенес Арыстанов.

– Повадки и жестокость этих бандитов – все это сопутствовало тому, чтобы их называли шакалами, – заявил Кенес Арыстанов, бывший начальник отдела по борьбе с бандитизмом УУР УВД Алма-Атинского горисполкома.

А Можаев с подельниками временно вернулись к обычной жизни. Оставшиеся у него наличные (25 тысяч рублей) Виктор сложил в чемодан вместе с пятью ножами, обрезом, патронами, удавками и масками, а затем отнес сумку на временное хранение к своему приятелю-инженеру.

Есть три версии, как следствие смогло выйти на членов банды. Согласно первой, в июле 1986 года находившийся в вытрезвителе Можаев хвастал перед соседями по палате своими преступлениями. В итоге Можаева, Немчина, Солуянова и Токарева арестовали.

По второй версии (ее придерживается ведущий передачи «Следствие вели…»), якобы Михаил Солуянов в 1986 году на местном рынке купил несколько тонн помидор. Чем озадачил продавцов, которые рассказали о богатом клиенте милиционерам, те проверили Солуянова и выяснили, что он простой водитель, и откуда у него были большие деньги на покупку такого количества помидор, неизвестно. Поразмыслив, оперативники якобы поняли, что деньги, скорее всего, от ограбления «Асфальтобетона», и решили установитьза ним слежку. В результате выявили все связи и повязали банду.

В третьей версии фигурирует некто Мусаев, который в 1986 году попал в один из алма-атинских вытрезвителей. Проверив 28-летнего мужчину по базам, милиционеры выяснили, что тот находится в розыске – некоторое время назад в одной из пивных Советского района Мусаев пырнул ножом своего собутыльника.  Попав из вытрезвителя в камеру СИЗО, задержанный внезапно предложил следователям сделку – он выдает им тех, кто ограбил «Асфальтобетон», а взамен получает свободу от уголовной ответственности.

 

Допросы и приговор

 

Первым взяли Солуянова, и когда тот уже давал показания, его подельники думали, что он в командировке. Арестовывали их в один день. На первых допросах и Можаев, и Немчин упорно молчали. Между тем их показания были очень важны, ведь сдавший подельников Солуянов не знал, где они прячут деньги и оружие. Тогда следователи решили пойти на хитрость.

– Чтобы заставить Можаева давать показания, мы прибегли к хитрой уловке. Я записал показания Солуянова сразу на две кассеты и, сказав Можаеву, будто оба его подельника уже раскололись, предложил прослушать любую, на выбор. Выслушав признания Солуянова, главарь решил, что мы уже все знаем, – заявил Габдрахим Мендешев, бывший начальник Калининского РОВД Алма-Аты.

После этого Можаев признался во всех 38 преступлениях, которые ему инкриминировали, и взял на себя ответственность за смерть сразу 17 человек. Выдал главарь и адрес товарища-инженера, который хранил чемодан с оружием и деньгами.

На суде удалось доказать причастность банды лишь к 13 убийствам. Осенью 1989 года Немчин и Можаев были приговорены к высшей мере наказания и вскоре после этого расстреляны.

Михаил Солуянов активно сотрудничал со следствием и сумел избежать смертной казни. Он отправился в колонию на 20 лет. Владимир Токарев также не избежал суда и получил 15 лет лишения свободы.


Подписывайтесь https://t.me/witness_kz

bottom of page