Министерство индустрии и инфраструктурного развития вынесло на публичное обсуждение проект первого в стране Строительного кодекса, который заменит три действующих закона – «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от 2001 года, «Об индивидуальном жилищном строительстве» от 1994 года» и «О долевом участии в жилищном строительстве» от 2016 года. Одновременно с кодексом министерство опубликовало проект, который касается ужесточения ответственности застройщиков за нарушение строительного законодательства.
Кодекс разрабатывался по поручению президента. Предлагаемая редакция Строительного кодекса состоит из 43 глав и 260 статей. В его разработке принимала участие рабочая группа, состоящая из членов министерства индустрии и инфраструктурного развития, 10 отраслевых ассоциаций, а также отраслевых институтов (РГП «Градкадастр», РГП «Госэкспертиза», АО «КазНИИСА», АО «КазЦентрЖКХ»).
Наш автор Кристина Опёнкова расскажет о новшествах предлагаемого кодекса, а также о правовых мерах регулирования строительства объектов в Казахстане.
Основные задачи государственного регулирования
После принятия кодекса перед государственными органами будут поставлены девять основных задач. В первую очередь они должны будут обеспечить законность в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Во-вторых, обеспечить комфортную среду для всех категорий населения. В-третьих, обеспечить гласность и всестороннее участие общественности в решении вопросов при строительстве того или иного объекта.
Отметим, что физические и юридические лица могут принять участие в принятии градостроительных, архитектурных или строительных решениях, а также отменить строительство объекта. Об этом говорится в новом кодексе, а также в приказе министра индустрии от 30 сентября 2020 года.
Общественность может участвовать в принятии решений напрямую, а также через представителей и группы общественного контроля. Решение по отмене или ограничению строительства объекта принимается в судебном порядке.
Согласно приказу главы МИИР, генеральные планы поселков и сельских населенных пунктов согласовываются с поселковыми и сельскими акиматами и их структурными подразделениями. После общественного обсуждения генеральные планы направляются на комплексную градостроительную экспертизу. Аналогичная процедура предусмотрена по проектам детальной планировки (ПДП) городских территорий, а также территорий посёлков и сельских населенных пунктов.
Проекты генпланов городов республиканского значения, столицы и городов областного значения с расчётной численностью населения свыше 100 тыс. жителей утверждаются правительством. Проекты генпланов городов областного значения с расчётной численностью до 100 тыс. жителей утверждаются областными маслихатами. Проекты генпланов городов районного значения и посёлков, а также сельских населённых пунктов с численностью населения до 5 тыс. человек утверждаются районными маслихатами.
Безопасность и качество строительства
Согласно кодексу, все градостроительные проекты будут проходить государственную экспертизу. Если застройщик получит более 3 отрицательных заключений в течение года при разработке технических нормативов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, это будет являться основанием для прекращения действия разрешительного документа на строительство объекта.
Кроме этого, в кодексе особое внимание уделяется зонам экологического бедствия и (или) чрезвычайных ситуаций, особо охраняемымприродным территориям, водоохранным зонам и полосам, объектам историко-культурного наследия, территориям оздоровительного, курортного, рекреационного и резервного назначения и т.д. По ним утверждается индивидуальный план проектно-сметной документации на строительство отдельных объектов.
Неизменным остаётся гарантийный срок эксплуатации строительных объектов. Отметим, что он устанавливается в зависимости от нормативного срока эксплуатации построенного объекта при заключении договора между заказчиком и подрядчиком, но не может быть менее 2 лет со дня приемки строительного объекта в эксплуатацию. Предел гарантийного срока не распространяется на временные строения и сооружения подсобно-вспомогательного назначения, предназначенные для личного пользования граждан.
Ужесточение штрафов
За распространение неточной, неполной или недостоверной информации о долевом участии в жилищном строительстве, застройщику в случае принятия кодекса будет грозить штраф в размере 900 МРП (3 105 000 тенге). Сейчас сумма штрафа составляет 300 МРП. В случае, если ситуация не поменяется, застройщик утратит разрешение на привлечение денег дольщиков на срок до трёх месяцев.
Будет также увеличен штраф за выдачу положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектную (проектно-сметную) документацию, не соответствующего требованиям законодательства и не обеспечивающего устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов.
Сумма штрафа составит 540 МРП (1 863 000 тенге) с приостановлением действия аттестата эксперта на право осуществления экспертизы проектов на шесть месяцев. Сейчас штраф составляет 180 МРП с приостановлением работы на срок до шести месяцев.
Такой же размер штрафа предусматривается и за допущение лицами, осуществляющими технический надзор, нарушений на стадии реализации проекта, включая качество, сроки, приемку выполненных работ и сдачу объекта в эксплуатацию.
Также планируется ужесточить ответственность за выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ с нарушением требований законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением требований, установленных техническими регламентами.
По данному нарушению штраф на должностных лиц вырастет с 60 до 100 (345 000 тенге) МРП, на субъектов малого предпринимательства – с 200 до 260 (897 000 тенге) МРП, на субъектов среднего предпринимательства – с 400 до 550 (1 897 500тенге) МРП, на субъектов крупного предпринимательства – с 700 до 900 (3 105 000тенге) МРП. За повторные нарушения, допущенные в течение года после наложения административного взыскания, размеры штрафовбудут еще больше.
Использование отечественной продукции
Интересным моментом также является пункт 12 статьи 195 предлагаемого кодекса, который гласит, что нарушением при архитектурной, градостроительной и строительной деятельности является «неприменение на строительных объектах, финансируемых за счёт государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, материалов, оборудования, изделий и конструкций отечественного производства, включённых в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков».
То есть застройщик, которому выделены госсредства, обязан будет использовать материалы казахстанского производства. Даже если они хуже по качеству и дороже по цене, чем импортные.
К счастью для застройщиков, в законопроекте не указано, сколько же должно быть на стройке таких материалов. Поэтому условный некачественный и дорогой кирпич казахстанского производства может быть использован один на 100 импортных кирпичей.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz