
Председатель ветеранской организации Главного управления уголовного розыска Алматы полковник полиции Алиев Кадыр Валиевич (на фото) почти 30 лет отдал службе в правоохранительных органах.
Кадыр Валиевич согласился поделиться со «Свидетелем» несколькими эпизодами из своей работы в правоохранительных органах. Сегодня – один из них.
Алматинский Джек-Потрошитель
В начале 1980-х годов при УВД Алматинского горисполкома было создано Управление уголовного розыска (УУР). Его сотрудникам несколько раз в месяц приходилось находиться в дежурной части, выезжая оттуда на различные происшествия.
В 1982 и 1983 годах участились случаи нападения на женщин с последующими изнасилованиями и убийствами в результате удушения. И у всех преступлений был один и тот же почерк – алматинский Джек-Потрошитель неизменно душил своих жертв их же колготками.
Милиционеры сбились с ног, пытаясь напасть на след маньяка. Под наблюдение были взяты все злачные места, опера тормошили свою агентуру, старясь раздобыть хоть малейшие сведения о нём. Так продолжалось более года.
Младшие опера держали под контролем места сбыта краденых золотых изделий – ломбарды и магазин золота на пересечении улиц Панфилова и Гоголя, где шла торговля украшениями из драгметалла. На подходе к этому магазину перекупщики встречали людей, желающих продать «рыжьё». Сюда воры всех мастей несли свой улов, а сотрудники УУР искали там подозрительных лиц, которые хотели продать краденое золото.
Однажды в управление поступил звонок: возле этого магазина был задержан человек, у которого обнаружили кольцо из жёлтого металла с белым фианитом, серёжки с белым фианитом и японские часы «Ориент».
Задержанного доставили в УВД города. Дежурными в этот день были Кадыр Алиев, тогда старший оперуполномоченный Управления уголовного розыска, и ещё один опер. Задержанный 27-летний парень оказался настоящим атлетом: рост под два метра, мощного телосложения. Он сразу вызвал подозрение у сотрудников милиции.
Незадолго до этого рядом с цирком возле гостиницы для артистов в кустах было обнаружено тело женщины 30-35 лет, которая была изнасилована и задушена колготками. Это была пятая жертва маньяка. Так же, как и у английского Джека-Потрошителя.
Руками разорвал наручники
Подозреваемого поместили в ИВС. В ходе следствия было установлено, что парень работал таксистом в 3-м таксопарке, отслужил в армии в десантно-штурмовой бригаде, был отлично подготовлен физически и представлял из себя настоящую машину для убийства.
Он рос в неполноценной семье, его отец был родом из Сирии, приехал в Алма-Ату учиться на вертолётчика, а мать – русская по национальности, в своё время играла в баскетбол, защищала цвета сборной республики. Женщина забеременела, а мужчина после учёбы вернулся домой и, скорее всего, так и не узнал, что обзавёлся здесь потомством.
Мать задержанного потом рассказывала следователю, что во время беременности подумывала о том, чтобы прервать её, но не смогла. В итоге это оказался её единственный ребенок. Сын, по словам женщины, никогда не доставлял ей особых хлопот своим поведением. Не был женат, хотя с девушками встречался.
Парень был неимоверно силён. Однажды начальник Уголовного розыска Николай Грицевич приказал привести к нему подозреваемого. Он был в наручниках. Во время допроса вдруг вышел из себя и играючи разорвал металлические наручники, а затем попытался вылезти в окно, но оно оказалось слишком узким для него, и он застрял. Его смогли скрутить только втроём, и затем надели другие «браслеты».
Убивал тех, кто не сдавался
Процесс сбора доказательной базы был сложным и долгим. Была осмотрена рабочая машина таксиста, и в ней нашли различные доказательства его причастности к убийствам. На машине работали двое сменщиков, и по графику совпадало, что именно в смены подозреваемого и происходили преступления. Нашлись свидетели, которые видели, как эта машина проезжала рядом с местами преступлений с выключенными фарами.
Криминалистика тогда бурно развивалась, например, именно в то время зародилась одорология – наука о запахах, которая затем стала активно применяться в криминалистике. На колготках жертв экспертизы доказали наличие эпидермисов, которые остались от убийцы.
Криминалисты собрали и другие доказательства присутствия его биоматериалов на убитых женщинах.
Под грузом собранных доказательств убийца признался.
– Во время допросов он постоянно витал где-то в облаках, был отвлечён, – вспоминает Кадыр Валиевич. – Если не сосредоточится, разговорить его было тяжело. Всё больше молчал. Но было видно, что сожалел о содеянном.
Убийца был симпатичный, кудрявый. Обычно подбирал подвыпивших девушек. Убивал только тех, кто оказывал сопротивление, кричал, угрожал, кусался.
Сколько на самом деле женщин стали жертвами его преступлений, до сих пор неизвестно. Многие ведь не заявляли в милицию, боясь позора.
В итоге суд приговорил убийцу к высшей мере наказания – смертной казни.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ