Телеграм-канал Ayel продолжает публиковать материалы о казахских традициях в рубрике #истоки. Сегодня поговорим о том, как в кочевые времена жилось девушкам, которые так и не выходили замуж.
Дисклеймер: в этом тексте мы рассказываем о традициях, существовавших когда-то в Казахстане, не давая им моральной оценки.
Зачастую брачный возраст для девушки длился до 20 лет. Считалось, что ранние браки удержат молодых от безрассудных поступков.
Поэтому, как правило, девушек выдавали замуж в 13-14 лет, а мальчиков женили в 14-15 лет. В этот период как раз проходил первый мушел. Частенько сватовство могли устроить и в младенчестве (свадьбу устраивали уже после 13 лет).
Вместе с тем, чем беднее была семья, тем раньше невесту выдавали замуж.
Дочки баев могли сочетаться браком и после 20 лет.
Если же девушка никак не выходила замуж, её заселяли в специальный дом – «Бөде үй». Это отдельно стоящая юрта, в которую могли заглянуть парни, ищущие невесту. Тут необходимо отметить, что этикет и субординация соблюдались.
Иными словами, если девушке был не по нраву заглянувший потенциальный жених, она могла отправить его восвояси, угостив только обедом. Если же понравился, то жених мог остаться на ночь, а затем, если стороны договорятся, случалась свадьба. Напомним, отношение к сексу в те времена было проще.
Хорошо описывает этот аспект историк и кюйши Таласбек Асемкулов при разборе песни «Шапибай-ау», созданной в XVIII веке.
Он отмечает, что помимо «бөде үй», который находился в стороне от аула, «засидевшейся» девушке выделяли енші – долю в семейном состоянии, равную половине доли женатого брата. Юрту же ставили по желанию девушки. Если позволяло состояние, то в ней были соответствующие убранство и прислуга.
«Казахи – жизнелюбивый народ, и потому считали, что человек приходит в этот мир лишь один раз и имеет право насладиться им, познать плотскую любовь. Дом этот ставили поблизости от мазаров, как бы подчёркивая его экстерриториальность по отношению к казахским нормам права и морали, освящённость древнего обычая духом предков», – писал Асемкулов.
Этот момент также описывался в песне о батырше Шапи, которая опережала по мастерству лучших лучников Абылай хана (1711-1781).
Когда закончилась война, девушки из отряда Шапи разъехались по аулам и повыходили замуж. Жених нашей героини погиб на войне, а к Шапи за сорок лет никто не сватался. И родители разрешили ей жить одной, поставив такой бөде үй.
Первому же гостю девушка сказала: «Я Шапи, пригоршнями пившая кровь калмыков, а теперь мужчины приходят ко мне на одну ночь!».
Парень – Кузембай, узнав героиню войн, поклонился хозяйке, вышел из дома и уехал к отцу, приказав родичам окружить юрту и никого не пропускать к ней.
Отец – бай Сермагамбет, узнав намерения сына, отправил сватов к родителям Шапи. После долгих переговоров состоялась свадьба. К слову, Шапи была старше Кузембая на 17 лет. В свадебной песне же вместо её красоты воспевались её подвиги и батырские характеристики.
«В припеве несколько раз повторяется обращение к Шапи «Қайран жар-ай». Одно из значений казахского слова «жар» – это «опора, супруга, возлюбленная». «Қайран» – непереводимое слово, в котором любовь, почитание, сострадание, нежность. Обратите внимание на окончание припева, в окраске которого звучит поистине языческое очарование красотой этого мира. Шапи и Кузембай прожили вместе долгую и счастливую богатую жизнь. Шапи, как говорят, после свадьбы расцвела, родила мужу сыновей-батыров. Их потомки, принадлежащие к роду каракерей, до сих пор живут в Урджаре в Восточно-Казахстанской области», – отмечает Асемкулов.
В целом, можно сказать, некоторые права «засидевшихся» девушек соблюдались. Но перекос в сторону необходимости выхода замуж, конечно, наблюдался. Скорее всего это было связано с тяжелыми условиями жизни, когда одному выжить было крайне сложно.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz