Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикор) опубликовало доклад о состоянии коррупции в стране за 2023 год.
В докладе подробно расписаны мероприятия по профилактике, включая sms-оповещения о вреде коррупции, размещение баннеров, билбордов, раздачу листовок, круглые столы, антикоррупционные спектакли, сериал о работе Антикора на телеканале «Хабар», статьи министров и акимов на антикоррупционную тематику в СМИ (всего 266 статей от чиновников) и так далее. Но наибольший интерес представляют результаты не профилактики, а практической работы, которые заставляют задуматься не только о масштабах коррупции в стране, но и о попустительстве со стороны правительства и дырах в законодательстве.
Об этом говорит проведённый анализ коррупционных рисков в различных сферах.
«Свидетель» решил выделить ключевые тезисы из доклада.
Среднее образование
Установлены системные коррупционные риски на этапах планирования и освоения бюджетных средств:
Основная доля похищаемых бюджетных средств приходится на фонд оплаты труда педагогов за счёт необоснованного завышения бюджетной заявки.
Ключевую роль в хищении играли директора и бухгалтеры школ, которые, используя уязвимости программ бухгалтерского учёта и государственных информационных систем, похищали из зарплатного фонда многомиллиардные бюджетные средства.
Бесконтрольно вносились любые изменения, в том числе фиктивные данные посторонних лиц и др.
Факты
В Талдыкоргане на протяжении 2,5 лет действовала преступная группа, в которую входили руководитель, главный и расчётный бухгалтеры отдела образования, а также 13 бухгалтеров школ. Бухгалтеры похищали бюджетные средства из фонда оплаты труда, а руководитель городского отдела образования прикрывал их за взятки. Доказано получение им 280 млн тенге.
При задержании у главного бухгалтера отдела образования изъят почти 1 млрд тенге (и это без учёта потраченных за 2,5 года денег).
Что сделано для устранения схемы
Внесены поправки в Правила составления бюджетной заявки, согласно которым формирование бюджетных заявок переведено в цифровой формат.
С августа 2023 года Министерством финансов реализуется пилотный проект «Единое хранилище данных бухгалтерских операций». Проект предусматривает единую стандартизацию бухучёта, проведение электронного аудита и применение превентивных мер за счет настройки индикаторов риска. Пилот планируют завершить в декабре 2025 года.
Минпросвещения провело интеграцию Национальной образовательной базы данных с информационной системой министерств юстиции, здравоохранения и труда. Это позволит бухгалтерским системам сверять сведения по персональным данным, больничным листам и занятости.
В целях исключения «мёртвых душ» в минимальные требования к объектам образования включена норма о внедрении системы фиксации посещения работниками учреждений образования, в том числе по биометрическим данным. Такая система уже работает в 141 школе и 25 колледжах. На 2024 год из бюджета выделено 408,9 млн тенге для запуска системы ещё в 216 учреждениях образования.
Хотели как лучше…
Экс-министр образования, а ныне депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов, при котором в 2019 году начался рост учительских зарплат, недавно отметил, что реформы, связанные с зарплатами, принесли свои положительные плоды.
- На самом деле сейчас зарплаты учителей на хорошем уровне. Это оказало огромное влияние на отрасль. Всего одна информация: когда раньше сдавали ЕНТ, минимальный балл был 50, а максимальный – 140. Тогда выпускники, набравшие 55 баллов, шли на педагогику. Если каждый, кто плохо учился в школе, пойдёт учителем, каким специалистом он будет завтра?
– спросил Аймагамбетов.
Однако, судя по докладу Антикора, команда экс-министра проявила некомпетентность, в своё время не заметив и не устранив коррупционные риски хищений.
Ведь ещё в 2020 году Антикор докладывал, что количество коррупционных преступлений в сфере среднего образования, в том числе хищений за счёт зарплатного фонда, выросло на 20%. Только тогда речь шла о сотнях миллионах, сейчас – о десятках миллиардов.
Высшее образование
Если в среднем образовании речь идёт о хищении денег, то коррупционные риски в высшем образовании – это уже о жизни и здоровье людей, а то и угрозе нацбезопасности.
Что хотели
Частичную академическую свободу вузы страны получили в 2018 году при министре образования Ерлане Сагадиеве. Цель реформы – повышение конкурентности вузов, которые должны повышать качество образования и тем самым привлекать в свои стены студентов в открытом и здоровом соперничестве.
Асхат Аймагамбетов, сменивший Сагадиева на посту министра, довёл самостоятельность вузов до 85%. Кроме индивидуальных образовательных программ и свободного открытия факультетов по любым специальностям, Аймагамбетов продвинул идею отказаться от дипломов государственного образца, в 2021 году разрешив вузам выдавать дипломы своего производства.
- Теперь работодатели будут обращать больше внимания на компетенции выпускника, а не на его диплом. При трудоустройстве главную роль будут играть репутация и имидж самого вуза. Дипломы фактически станут олицетворением успешности и узнаваемости высшего учебного заведения,
Что получилось
Установлены риски, связанные с отсутствием контроля за движением бланков дипломов, несовершенством информационных систем, недостаточностью госконтроля.
Подлинность диплома подтверждается наличием записи в НОБД, доступ к которой для внесения сведений и их корректировки был предоставлен 2,6 тыс. работникам вузов. Ещё 550 работников вузов, в том числе тех, чья деятельность не связана с методико-организационной работой (помощники проректоров, преподаватели, магистры и т.д.), были наделены правом генерации QR-кодов для дипломов.
При выборочном изучении установлено, что в 19 вузах установлено 2 733 лица, числящихся в НОБД, но отсутствующих в документах и базах данных вузов. Не исключаются риски, что данные расхождения могут быть связаны с легализацией поддельных дипломов.
Имелась возможность для включения выпускников задним числом в базу данных дипломов, поскольку система этого не запрещала и не предусматривала функцию прикрепления документов.
Установлено 1 143 диплома, выдача которых учебными заведениями
не подтверждена (1 028 – работники сферы образования, 78 – здравоохранения, 31 – квазигосударственного сектора, 6 – госслужащие).
Установлен аномальный двукратный рост количества выпускников в 10 вузах (2020 г. – 24 113, 2021 г. – 45 947, 2022 г. – 49 604), а в отдельных из них – в 4 раза (если в 2020 году в Шымкентском университете было выпущено 2 002 студента, то в 2021 году – 8 213).
Выявлено 1 243 выпускника, получивших высшее образование всего
за год (вместо установленных для них 2-5 лет). Одной из причин подобных фактов является право вузов самостоятельно определять сроки сокращённого обучения. При этом исчерпывающий перечень документов, виды обучения, подлежащие признанию, не были закреплены, что позволяло вузам выпускать специалистов в любой срок.
Что сделано для устранения рисков
Введена норма по обеспечению достоверности данных в НОБД
о выданных дипломах (теперь вузы несут ответственность за внесённые сведения).
Алматинские горы
Любопытным в докладе Антикора является и информация о результатах анализа строительства и выделения участков в предгорных зонах Алматы.
В частности, выявлены системные коррупционные риски в процессах изменения градостроительных документов и целевого назначения земель, строительства объектов, изъятия земель для государственных нужд. Акимат Алматы сейчас решает те проблемы незаконного строительства (снос отдельных зданий и целых ЖК, многочисленные суды по возвращению земли государству), которые сам и создал.
Факты
Установлена практика «двойных» стандартов при принятии решения
об изменении целевого назначения земли. Почти в каждом третьем случае заявителям сначала отказывали в изменении целевого назначения, а затем этим же лицам выдавали положительные решения. Причиной послужило несоответствие региональных актов нормам Земельного кодекса и в целом пробелы в законодательстве.
Все эти недостатки позволяли должностным лицам акимата менять целевое назначение земельных участков по своему усмотрению,
а землевладельцам – строить жилые дома и комплексы без уплаты разницы кадастровой стоимости. В результате имеющихся пробелов вместо садовых домиков строились многоквартирные жилые комплексы.
Выявлены факты фиктивного ввода в эксплуатацию зданий для последующего получения земли в частную собственность, а также выкупа земли для госнужд по необоснованно высокой цене.
Только по двум случаям сумма завышения стоимости земли составила порядка 4,7 млрд тенге.
Есть факты застройки в санитарно-охранных зонах. По информации МЧС, в опасной зоне схода лавин, оползней и селей находятся около 5 тыс.строений, что несёт угрозу безопасности более 29 тысяч жителей.
Что сделано для устранения рисков
Установлен запрет на дальнейшее строительство в 6 микрорайонах Алматы.
Отвод земель и застройка в пределах границ объектов будут осуществляться с обязательным проведением изыскательских работ, что позволит обеспечить соблюдение законодательства в сфере чрезвычайных ситуаций и безопасность населения при строительстве.
В должностные инструкции архитекторов введена ответственность
за невыполнение сверки снимков участков с Генпланом, проектом детальной планировки и схемой функционального зонирования (ранее такая ответственность отсутствовала).
Иле-Алатауским национальным парком проводятся работы по разработке естественно-научных и технико-экономических обоснований для установления охранной зоны парка. По их результатам акиматом впервые будет принято постановление об установлении такой зоны. Это позволит ограничить негативное воздействие на особо охраняемую природную территорию.
В мажилис на рассмотрение внесено 4 законопроекта, которые предусматривают:
усиление ответственности органов государственного архитектурно-строительного контроля,
внедрение контроля строительства через ИС «е-Qurylys»,
согласование градостроительных проектов с МЧС,
недопущение срезки горных массивов,
регламентацию понятий «таунхаус», «индивидуальный жилой дом» и «многоквартирный жилой дом».
Фото: shutterstock.com/simon jhuan
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ