Война России с Украиной внесла значительные изменения в торговлю последней с РК. С полок казахстанских магазинов исчезли некоторые товары украинского производства. Если раньше они доставлялись по маршрутам, работающим десятилетия, то сейчас, например, даже с импортом лекарств, включая валидол и корвалол, наблюдаются проблемы. В то же время поставки украинской молочной продукции, сладостей и… насосов выросли почти в три раза по сравнению с 2022 годом.
Как выглядит сейчас товарооборот между Казахстаном и Украиной, как в РК попадают украинские сыры, обои и насосы – на эти и другие вопросы ищите ответы в нашем материале.
👉 Часть 1: Непрогнозируемые экспортно-импортные отношения
👉 Часть 2: Чем торговали раньше и сейчас
👉 Часть 3: На какие казахстанские компании в большей степени повлиял военный конфликт
👉 Часть 4: Логистические реалии
👉 Часть 5: Конфеты через Румынию
Спецпроект «Достоверно о важном»
Эта публикация профинансирована Европейским союзом в рамках проекта «Устойчивость и взаимодействие с разнообразной информацией для динамичной среды» (REVIVE), реализуемого Internews. Ее содержание является исключительной ответственностью «Shishkin_like» и необязательно отражает точку зрения Европейского союза и Internews.
Часть 1: Непрогнозируемые экспортно-импортные отношения
По информации Министерства торговли и интеграции РК, в 2021 году товарооборот между Казахстаном и Украиной составлял 1 млрд долларов США, в 2022 году он снизился почти вполовину (на 48%) до 533,4 млн долларов США. При этом казахстанский экспорт в Украину сократился на 58,3%, а импорт – на 34,9%.
По итогам первых пяти месяцев 2023 года объем взаимной торговли двух стран составил 185,9 млн долларов США, что на 36,8% меньше аналогичного периода прошлого года. При этом импорт из Украины увеличился на 64,4% (с 98,8 до 162,5 млн долларов США).
Рост произошел за счет увеличения поставок таких товаров, как сыры и творог (с 3,3 млн долларов США до 8,9 млн долларов), холодильники и морозильники (с 0,2 млн долларов до 5,4 млн долларов), кондитерские изделия из сахара (с 3,7 млн долларов до 8,5 млн долларов), насосы для перекачки жидкостей (с 2,1 млн долларов до 6,1 млн долларов).
Экспорт из Казахстана в Украину за рассматриваемый период уменьшился весьма значительно (на 88%), с 195,5 млн долларов до 23,4 млн долларов.
В целом, на среднесрочную перспективу у Казахстана имеется потенциал наращивания экспорта в Украину по 140 товарным позициям на сумму около 517,9 млн долларов, сообщил нам вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Балыкбаев. Однако в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» поделились противоположным мнением: «в связи с текущей ситуацией в Украине сейчас не представляется возможным составлять какие-либо планы по наращиванию торговли».
Часть 2: Чем торговали раньше и сейчас
По информации «Атамекена», основой казахстанского экспорта в Украину являются: сжиженный пропан, сжиженные бутаны, каменный уголь и удобрения.
Для сравнения: в 2019 году природный газ, необработанный цинк, ферросплавы и упоминаемые выше каменный уголь и удобрения составляли 91,9% экспорта из Казахстана в Украину.
Основными товарными категориями импорта из Украины в Казахстан являются мучные продукты, лекарства, сыры, замороженное куриное мясо, кокс и полукокс из угля, обойная бумага, руды и титановые концентраты.
В 2019 году маргарин, замороженная говядина, шоколад и прочие готовые пищевые продукты (содержащие какао), части подвижного состава и лекарства занимали 28,4% импорта из Украины.
Топ экспортируемых и импортируемых товаров – в иллюстрациях.
Часть 3: На какие казахстанские компании предположительно повлиял военный конфликт
В числе основных экспортеров продукции в Украину были такие компании, как «Казфосфат», «КазАзот», «Кайнар АКБ», «Кентауский трансформаторный завод» и «Арселор Миттал Темиртау».
В каталоге Министерства торговли и интеграции РК «Экспортная продукция Казахстана-2019» упомянуто около 30 компаний, поставляющих товары в Украину.
Среди них: ТОО «ZTOWN Development» (ушные бирки для идентификации животных и системы забора крови), ТОО «Майкубен-Вест» (уголь Шоптыкольского месторождения), АО «Казэнергокабель» (кабель и провода), ТОО «Distrilab» (мебель), ТОО «High Industrial Lubricants & Liquids (Hill) Corporation» (смазочные материалы для транспортных средств), АО «Локомотив курастыру зауыты» (грузовые магистральные тепловозы), АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения» (металлургическое, горношахтное, волочильное, энергетическое оборудование и оборудование общепромышленного назначения), ТОО «Горно-рудная компания «Коксу» (шунгит), ТОО «Блок» (слюдоизоляция, лакоткани, стеклолакоткани), ТОО «Компания Нефтехим» (полипропилен, метил-трет-бутиловый эфир, мешки полипропиленовые), АО «Меланж» (текстильные изделия, пряжа, хлопчатобумажные ткани, трикотажные полотна), ТОО «Изолит» (текстильные материалы и изделия для технических целей), ТОО «Леовит» (БАДы и фито-соли для ванн), АО «Аралтуз» (соль), ТОО «КОЛОС» (гречневая крупа).
Между тем Комитет государственных доходов Минфина РК не предоставил по нашему запросу список компаний, которые занимаются экспортом в Украину сейчас, сославшись на статью 19 Таможенного кодекса РК, которая позволяет передачу информации, полученной таможней РК, исключительно другим госорганам.
Часть 4: Логистические реалии
На деле многие логистические компании просто перестали возить грузы между нашими странами. Представители «ТрансАзии» сообщили, что стоимость доставки выросла в два раза, поэтому их клиентам теперь просто невыгодно торговать с Украиной.
«Из Украины невозможно завезти груз, граница закрыта, – сообщили нам в казахстанской компании, которая закупала косметические товары в этой стране. – Раньше нам отправляли товар через РФ машинами, теперь же только «Казпочтой», а через нее большие объемы не завезёшь. Мы везли товар из Харькова до Белгорода, потом с помощью курьерской службы до Казахстана. Доставка стоила около 5 долларов за кг – плюс затраты на курьера – за 15 кг груза до Алматы выходило всего около 15 тыс. тенге».
По информации украинской Grand Logistics Company, грузоперевозчики переориентировались на доставку критически важных товаров, гуманитарной и военной продукции, а также материалов для стратегических предприятий. Объемы перевозимых товаров из европейских стран в Украину значительно возросли, тогда как морская и воздушная транспортировка (из украинских морских и воздушных гаваней. – Прим.) стала практически невозможной. Многие иностранные грузоперевозчики отказываются доставлять товары в Украину из-за боевых действий. Поэтому их заменили украинские водители.
Часть 5: Конфеты через Румынию
До обострения отношений между Украиной и Россией логистические маршруты проходили через Россию и Беларусь по железным и автомобильным дорогам, а также посредством авиатранспорта.
Но из-за приостановки транспортного сообщения между конфликтующими странами появилась возможность использовать Транскаспийский международный транспортный маршрут», – с оптимизмом ответили нам в Минторговли и интеграции, предупреждая при этом, что организация подобной перевозки будет осложнена рисками потери транспортного средства либо грузов на территории Украины.
В одной из казахстанских логистических компаний подтвердили, что поставки осуществляются именно по этому маршруту. Например, из Алматы груз отправляется автотранспортом в Актау, затем паромом в Азербайджан, далее в Грузию, а оттуда паромом в Болгарию напрямую или через Турцию, затем в Румынию и, наконец, в Украину (и vice versa).
Несмотря на сложности логистики, украинские товары не исчезли с казахстанских магазинных полок. К примеру, в сети Magnum можно купить конфеты Roshen, а в Marwin – обои и лакокрасочные изделия.
См. логистическую схему.
Подписаться на @Shishkin_Like
Comments