Бытовое и сексуализированное насилие постепенно перестаёт быть табуированной темой в мире, и это находит своё отражение у современных художниц и художников. Сегодня искусство – это мощный инструмент для привлечения внимания к насилию, оно создаёт площадку для активного общественного диалога.
Авторка Ayel Мари Романова разбирает, как именно гендерное насилие над женщинами отражается в мировом искусстве.
В 2019 году мир увидел арт-инсталляцию турецкой художницы Vahit Tuna. 440 женских туфель были прикреплены к огромной стене, где каждая из пар символизировала девушку, погибшую от бытового насилия в стране в 2018 году. Vahit Tuna говорила, что чёрные туфли – это символ неповиновения и независимости. Инсталляция была вдохновлена турецким обычаем, который обязывал вывешивать обувь умершего снаружи его дома.
Другая выставка, «Los Zapatos Rojos» (Красные туфли), также использует женские туфли, чтобы рассказать о фемициде в Мексике. На арт-инсталляции, выставленной в историческом центре Мехико, можно увидеть разную обувь: от детских сандалий до сапог. Некоторые из туфель принадлежали пострадавшим от гендерного насилия с летальным исходом. Матери собственноручно выкрасили обувь своих дочерей, чтобы почтить их память. Авторка инсталляции Elina Chauvet говорит, что её главная цель – привлечь внимание к проблеме гендерного насилия в стране, а красный цвет означает надежду на благополучных исход борьбы против фемицида.
Впервые о феминистском подходе к художественным практикам заговорили ещё в конце 1970-х годов. Тогда художницы-активистки стремились противостоять «традиции героического изнасилования в искусстве», которая была характерна для западных художников со времён Возрождения. Так, женщин, которые подвергались изнасилованиям, убийствам и нападениям, изображали чрезмерно игривыми либо слишком покорными, тем самым романтизируя гендерное насилие.
Две художницы – Сюзанна Лейси и Лесли Лабовиц – активно занимались проведением информационных кампаний и организацией выставок и перформансов, направленных на переопределение гендерного насилия в искусстве. Они пытались сместить привычный фокус на изнасилования и показать, что это не что иное, как акт агрессии в отношении женщин. Одной из таких работ стала «Три недели в мае». Сюзанна Лейси разместила две карты Лос-Анджелеса в CIty Mall Plaza. В течение 21 дня девушка ежедневно обновляла первую карту, отмечая места изнасилований, используя полицейские сводки. На второй карте были отмечены центры профилактики, горячие линии для пострадавших от изнасилования и места, где женщины могли получить необходимую помощь. Своей работой Сюзанна Лейси хотела показать, что гендерное насилие – это то, что затрагивает каждого жителя Лос-Анджелеса.
В том же году девушки провели публичную демонстрацию «В трауре и в ярости» совместно с участницами Женского дома, Альянса горячей линии для жертв изнасилований и Городского совета. Во время акции кортеж из шестидесяти женщин следовал за катафалком к зданию мэрии. Когда шествие подошло к месту назначения, десять женщин, облачённых в чёрные длинные платья, поднялись на ступени и декларировали разные формы насилия над женщинами. Все остальные участницы демонстрации кричали лозунг: «В память о наших сёстрах мы даём отпор!».
Другие искусствоведки помогли феминистскому движению в искусстве сделать принципы художественной этики более гендерно-нейтральными. Например, огромное влияние оказало эссе Linda Nochlin «Почему не было великих художниц?», написанное в 1971 году.
В нём она исследовала социальные и экономические факторы, которые мешали женщинам достичь того же статуса в искусстве, что и у их коллег-мужчин. А в 1973 году кубано-американская художница Ана Мендьета провела перформанс в собственной квартире на Моффит-стрит в Айова-Сити. Она привязала себя к столу, а её тело было обнажено ниже пояса и испачкано кровью. Это было отсылкой на изнасилование и убийство студентки местного университета. «Сцена изнасилования 1973 года на Моффит-стрит, Айова-Сити, штат Айова» установил связь между гендерным насилием и его воздействием на психику пострадавших.
Интересным стал проект мексиканки MónicaMayer, который объединил искусство и фемактивизм. Художница раздала 800 розовых бумажек женщинам и девочкам Мехико и предложила им продолжить фразу: «Как женщина, я больше всего ненавижу в своём городе…». Проект показал, что проблемы, которые волнуют женщин больше всего, это сексуализированное и бытовое насилие, домогательства, чувство не защищённости.
В 1978 году Mónica Mayer представила арт-проект под названием «El Tendedero» (Бельевая верёвка). Название выставки, кстати, тоже было выбрано неслучайно. В переводе с испанского слово означает не только верёвку, но и пренебрежительный термин в отношении женщин. Своей работой Mónica Mayer рассказала о повседневном опыте горожанок, сделав его видимым, и постаралась показать обществу, как губительны стереотипы в отношении женщин.
Феминистское искусство стало способом обратить внимание на такие проблемы женщин, как домашнее и сексуализированное насилие, харассмент, фемицид и многие другие. В 2018 году Дайан Виктор представила инсталляцию «Четырнадцать станций» о бытовом насилии в Южной Африке. Это полупрозрачные, почти призрачные портреты женщин, которые были убиты своими интимными партнёрами. Техника написания отсылает зрителей к мысли, что погибшие уже не в нашем мире, но важно помнить о них. Другая художница стремится передать похожий смысл в своих работах. Nicole Browning работала над проектом, который был посвящён восьми из 26 убитых женщин с июня по декабрь 2020 года. Вдохновением для проекта стала группа в Facebook «Counting Dead WomenAustralia», где почти ежедневно появлялись сообщения о пострадавших от фемицида. NicoleBrowning говорит:
«Каждый раз, когда заканчивала портрет, я проверяла Facebook и видела ещё одну смерть. Я просто не могла рисовать достаточно быстро, чтобы успевать за новыми погибшими». Целью Nicole было отдать дань уважения женщинам и почтить их память.
Художницы часто используют телесность в своих работах, чтобы передать степень влияния физических травм на психологические. Например, в 2021 году в Италии прошла выставка Илларии Сагарии (Шрам). Это была серия фотографий, приуроченная к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Художница говорит, что любое насилие не только является формой выражения власти над женщиной, но и оставляет глубокие шрамы в её душе.
«После госпитализации пострадавшие от домашнего насилия переживают травму и вынуждены жить с потерей идентичности, изоляцией и депрессией. Они убирают зеркала, перестают фотографироваться в попытке устранить всё, что напоминает им о прошлом до насилия. С помощью их рассказов я реконструировала фотографическую мизансцену, которая помогла бы передать эти моменты, сосредоточившись на психологических аспектах жизни после насилия», – говорит художница.
Во время COVID-19 ООН выпустили статистику о влиянии локдауна на жизнь женщин. Результаты показали, что уровень гендерного насилия повысился в разы по сравнении со временем до пандемии. Пугающая тенденция нашла отражение и в гендерно-направленном искусстве. Например, выставка эстонской художницы Фло Касеару «Cut out life» (Вырезанные из жизни) поднимает вопрос влияния локдауна на бытовое насилие. Она объединена с первым проектом Фло – «Фестиваль приюта», который был представлен в 2018 году. Общая цель, которая объединяет обе выставки, заключалась в том, чтобы показать, что у всего есть две стороны – растения были живы, но мертвы; есть пострадавшая, а есть преступник.
Каждый объект выставки – это метафора на внутреннее состояние женщины, которая хочет выйти из ситуации насилия, но не всегда имеет возможности сделать это.
Это не первый раз, когда художник активно работает с пострадавшими от домашнего насилия для того, чтобы привлечь внимание к проблеме и усилить влияние своих работ на общественное сознание. Яркий пример – выставка аргентинского скульптора Марселя Толедо «Detrás de las Paredes» (За закрытыми дверями). В ней собраны 14 скульптур – слепки шрамов на теле пострадавших от домашнего насилия. Художник использует разные материалы, чтобы передать текстуру и внешний вид шрамов. Одной из самых сильных работ в данной коллекции считается слепок шрамов Карины Абрегу, муж которой облил её бензином и поджёг. Женщина выжила, бросившись в бассейн с водой. Она получила ожоги 50% тела, провела полгода в больнице и перенесла 30 операций.
В Казахстане за последние несколько лет тоже активно создаются арт-проекты, направленные на повышение осведомлённости о бытовом насилии. Одна из крупнейших выставок, посвящённых домашнему насилию – «За дверью», состоялась в 2022 году. Современные художницы – Бахыт Бубиканова, Аружан Жумабек, Зоя Фалькова, Молдир Сагындыкова, Дария Темирхан – перенесли рассказы пяти девушек в картины, коллажи и инсталляции.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz
Comments