В мажилисе обсуждают законопроект «О защите прав потребителей». В истории независимого Казахстана это уже третий вариант одноименного закона. Первый был принят в 1991 году, второй, действующий до сих пор, в 2010 году.
Правительство, инициировавшее проект нового закона, заверяет, что с его принятием потребителям станет проще защищать свои права, поскольку в новом законопроекте учтены все недочеты прежних законов.
Жалобная книга
Планируется улучшить работу информационной системы по вопросам защиты прав потребителей, запущенной в январе 2021 года. Своеобразная электронная книга жалоб предназначена для автоматизации процесса мониторинга уполномоченным органом результатов рассмотрения претензий потребителей к субъектам предпринимательства, также обратившихся к омбудсмену, общественным объединениям потребителей, ассоциациям (союзам).
Омбудсмен по защите прав потребителя
Назначение и освобождение от должности является прерогативой правительства, и работает омбудсмен на общественных началах, то есть бюджет зарплату не платит.
Во время работы омбудсмен приостанавливает свое членство в политических партиях и не может находиться на госслужбе, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении коммерческой организацией, а также другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
Омбудсмен имеет право:
1. Участвовать в разработке нормативно-правовых актов и документов стандартизации, касающихся вопросов защиты прав потребителей.
2. Обращаться в Верховный суд РК с предложениями по вопросам судебной практики в сфере защиты прав потребителей.
3. Обращаться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей (при установлении фактов или наличии информации).
Права потребителей
Статьи с 16 по 28 законопроекта посвящены подробному разъяснению, на что имеют право потребители. Указан довольно широкий круг прав, начиная от права на замену или возврат товара до создания общественных объединений, деятельность которых направлена на защиту потребителей.
Есть отдельная статья (17), в которой сказано, что «в случае включения продавцом (изготовителем, исполнителем) в договор с потребителем условий, которые нарушают или ущемляют права потребителя, такие условия являются недействительными». То есть суд не будет принимать во внимание пункт договора, например, «товар обмену или возврату не подлежит», поскольку он нарушает статью закона, где говорится что потребитель имеет право на обмен товара. За исключением отдельных категорий товаров, которые указаны в законопроекте, это:
1) лекарственные средства;
2) нижнее нательное белье;
3) чулочно-носочные изделия;
4) животные и растения;
5) нарезанные или раскроенные под размер, определенный потребителем при приобретении, метражные товары;
6) товары, изготовленные для потребителя по его индивидуальному заказу.
Кроме того, планируется распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта.
Торговля в интернете
Законопроект предлагает приравнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров, к торговым объектам, то есть распространить действие закона и на онлайн-торговлю и услуги.
Способы рассмотрения жалоб
Предлагается изменить действующий 4-ступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб потребителей, который создавал бюрократическую волокиту. После принятия закона у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд.
Штраф в пользу потребителя
Планируется ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемую в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. По мнению разработчиков законопроекта, это послужит дополнительной мотивацией бизнеса не только предоставлять качественные товары и услуги, но и решать возникающие разногласия, не доводя споры с потребителем до суда.
Чек не нужен
С принятием закона отпадет необходимость в обязательном предъявлении чека как доказательства приобретения товара именно у этого продавца. Поскольку статья 27 гласит: «Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги), не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)».
Фото с сайта ptzgovorit.ru
Подписывайтесь @Свидетель.kz
Comments