Телеграм-канал Ayel не оставляет тему казахских традиций. Мы уже рассказывали о том, какие казахские приметы сопровождали будущих матерей. Теперь поговорим о ритуалах, которые проводили для успешных родов.
Как только у женщины начинались предродовые схватки, перед ней было принято открывать двери, шкафы и все сундуки, где лежало имущество роженицы. Считалось, что это поможет облегчить боль, избежать осложнений и открыть для ребёнка путь в дом.
По этой же причине будущей матери расплетали волосы, снимали пояс, развязывали все шнурки на одежде, расстёгивали пуговицы. В общем, давали свободу всему, что можно. В доме роженицы собирались пожилые женщины, которые приносили сладости, баурсаки и прочее угощение. Мужчин из юрты выгоняли.
На решётчатые стены юрты вешали верёвку, за которую женщина либо хваталась, либо ей продевали подмышками, чтобы облегчить муки. В некоторых источниках говорилось, что процесс проходил стоя.
Для того, чтобы злые духи не прознали и, в принципе, не смогли подобраться к девушке, специальная девушка начинала громко готовить куырдак, ударяя по казану так, чтобы поднять шум.
Режиссёр и знаток истории Ермек Турсунов также подчёркивает, что шум был одним из основных элементов родов:
«Кузнец приносил с собой весь свой ремесленный инвентарь и начинал с ходу молотить кувалдой по наковальне. Согласно поверьям, злые духи должны были оглохнуть от этих устрашающих звуков и массово покинуть юрту в полном составе. Понятно, что с кузнецом договариваться бесполезно и здесь им ничего уже не светит.
Довольно часто заносили в дом беркута (или филина). Сажали на видное место. Считалось, что демоны боятся ловчих птиц.
[...] Финал этого захватывающего спектакля заканчивался всегда одинаково. Как только появлялся ребёнок и его крик оглашал окрестности, мгновенно всё стихало. Наступала тишина и вместо форменного бардака воцарялась гармония», – отмечал он в статье в Tengrinews.
Если роды шли тяжело, люди верили, что это Албасты пришла и пытается украсть лёгкие роженицы, чтобы утопить в озере. Тогда над головой женшины начинали махать мечами и саблями, мужчины гремели оружием снаружи. Доспехи предков развешивали на видном месте тоже для защиты матери и ребёнка.
Когда ребёнок появлялся на свет, всех вокруг приглашали отведать куырдак, соседи приносили подарки и раздавали пожелания. Правда, увидеть ребёнка в ближайшие 40 дней могли только ближайшие родственники, чтобы не сглазить и не навлечь беду. Считалось при этом, что молодой матери нельзя было прогонять забежавших собак, иначе могли выпасть зубы.
Кроме того, родившая женщина в следующие несколько месяцев (иногда до года) должна была только лежать, отдыхать и есть горячее мясо с сорпой, чтобы восстановить организм полностью. Домашними делами занимались другие. Ухаживать за ребёнком помогали тоже ближайшие родственники.
Для того, чтобы молоко в груди не застыло и не привело к проблемам, родившей женщине делали массаж груди с овечьим жиром. Некоторые советовали это делать рукавицами, которые использовались при обмывании покойника. Таким образом происходил обман злых духов, которые решали, что тут точно нет живой молодой матери с младенцем.
Если ребёнок рождался в оболочке (рубашке), то повитуха должна была, скрывая оболочку от чужих глаз, зарыть её под деревом, чтобы не сглазить малыша. Считалось, что такие дети вырастут красивыми и счастливыми. Когда ребёнок рождался недоношенным, его укладывали в тымак на некоторое время (тёплая зимняя меховая шапка), затем тымак вешали над изголовьем столько дней, насколько он недоношен.
Над колыбелью малыша размещали защитные предметы. Помимо иголок ежа и шерсти верблюда, это могли быть совиные перья и яркие самоцветы.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz
Comments