Вчера в учреждении ЛА-155/1 Алматы началось предварительное слушание по делу криминального авторитета Армана Джумагельдиева, известного как Дикий Арман. Помимо него главными фигурантами являются депутат VII созыва маслихата Алматы Кайрат Кудайберген и экс-начальник 5 департамента КНБ Руслан Искаков. Всего по делу проходят 45 человек, несколько десятков числятся потерпевшими.
Их обвиняют в организации массовых беспорядков, участии в них, хищении огнестрельного оружия, незаконном приобретении или ношении оружия, незаконном лишении свободы и т.д. Упомянутые правонарушения происходили в период Кантара, массовых беспорядков 2-7 января 2022 года. Подробнее о некоторых обстоятельствах дела и личности Дикого Армана можно прочесть здесь.
О пользе судебных переводчиков
Большинство подсудимых находились в специально выстроенном здании СИЗО, предназначенным для судебных слушаний, а четверо (Арман Джумагельдиев, Руслан Искаков, Талгат Махатов и Арман Усенов) участвовали в режиме видеоконференцсвязи из СИЗО ДКНБ.
Два часа у судьи Асхата Аширбекова ушло только на идентификацию личности подсудимых. Опрос происходил по стандартной процедуре: ФИО, национальность, гражданство, место проживания, судимости, дата задержания. Пикантность ситуации придавал последний вопрос, задаваемый судьей. Поскольку языком судопроизводства был выбран русский, все вопросы задавались судьей на русском языке, а завершалась анкета подсудимых вопросом, владеют ли они им свободно.
Это приводило к курьезным ситуациям. Так, некоторые из подсудимых без каких-либо затруднений отвечали на все вопросы судьи на русском языке, но завершали свою речь примерно так: «русским языком не владею» «вообще по-русски не понимаю». Тут в дело вступали переводчицы которые «переводили» уже озвученный текст, буквально дублируя его и завершая фразой «подсудимый русским языком не владеет и желаетдавать показания на казахском языке».
Не надо оваций
Вторая половина заседания, с 15:00 до 19:30,должна была быть посвящена процедурным вопросам, ходатайствам и заявлениям защитников и подсудимых. Но в результате свелась лишь …к двум отводам.
Первый отвод подсудимый Бердимурат-Бердах Бекетов заявил адвокату потерпевших ГульнареЖуаспаевой, мотивируя его тем, что в интервью СМИ адвокат называла подсудимых «бандитами» и «участниками организованного преступного сообщества». Отвод вызвал бурную реакцию среди всех присутствующих заключенных и их защитников, множество эмоциональных реплик прерывалось аплодисментами. Такая реакция вызвала неудовольствие судьи Аширбаева, который пытался навести порядок в зале судебного заседания:
- Не нужно хлопать, здесь суд, а не телешоу, ведите себя сдержанней! – потребовал он.
К слову, сама Жуаспаева прокомментировала отвод безграмотностью своих коллег-адвокатов.
- Я 25 лет в судах, а такого никогда не видела. Адвокатам отвод никогда не дают. Это простительно подсудимым, но не защитникам, профессионалам. Я этого так не оставлю, и поставлю вопрос о их профессиональном соответствии в Коллегию адвокатов, - сказала она.
Второй отвод, инициированный Арманом Джумагельдиевым и его адвокатом Виктором Кривоносовым, заявили самому судье Аширбаеву. По-видимому, в суде к такому повороту событий были готовы заранее. Иначе как объяснить тот факт, что судья Мартпек Какимжанов, который должен был рассматривать отвод, появился мгновенно, как будто ожидал за кулисами, хотя суд происходил в СИЗО на окраине города?
Оба отвода не удовлетворили.
Немного стриптиза под занавес
Нужно отметить, что подсудимые из СИЗО ДКНБ были крайне недовольны тем, что не присутствуют на судебном заседании лично. А адвокат Руслана Искакова Салимжан Мусин даже отметил, что смешанный офлайн-онлайн суд является сомнительным новшеством, и заявил ходатайство об этапировании подсудимых в здание СИЗО.
Судья объяснил такую необычную форму сосуществования реальных и виртуальных подсудимых обеспечением безопасности самих подсудимых и потерпевших.
Некоторые подсудимые, а особенно Талгат Махатов, вели себя крайне экспрессивно, активно жестикулируя, прерывая каждого из выступающих и даже сотрясая прутья импровизированных клеток.
А сам Дикий Арман даже устроил импровизированное стрип-шоу, сорвав с себя галстук и рубашку и показав следы пыток. Он также пожаловался на невыносимые условия содержания.
Дело обещает быть длительным, учитывая количество подсудимых, потерпевших, массу
объединенных уголовных дел и анонсируемых процедурных вопросов.
Репортаж подготовил Алькен Кенжебаев
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz
Comments