top of page
Фото автораShishkin_like

Как работают центры психологической поддержки в Казахстане

С прошлого года Минпросвещения реорганизует психологические службы в регионах. Рассказываем, как продвигается реформа: психологов не хватает, контакты центров поддержки, в основном, недоступны.

 

В минувшем сентябре одной из главных тем общественной повестки стало ментальное здоровье казахстанских школьников. Поводом к широкой дискуссии послужили несколько случаев подростковых суицидов в Алматы. Главными виновниками трагедий были названы определенные онлайн-сообщества, а также некоторые видеоигры и книги. Несмотря на доказанную безобидность большей части этого контента, министерство просвещения поддалось панике и в специальной памятке отнесло его к нежелательному.

 

Однако в комплексном плане по защите детей от насилия, обеспечению их прав и благополучия и превенции суицида (принят в августе прошлого года) нежелательный контент как проблема упомянут лишь единожды — и то вместе с необходимостью контролировать доступ на крыши и обращение с лекарствами. Судя по документу, его авторы основную ставку в профилактике суицидов сделали не на запрет какого-либо контента, а на работу центров психологической поддержки. На эти цели из местных бюджетов в течение трех лет планируют потратить почти 4 млрд тенге.

 

Наш редактор Маргарита Бочарова рассказывает, что известно об этих центрах, как обыватели могут узнать об их существовании, на что в этих организациях тратят миллионы бюджетных средств, и как власти намерены оценивать эффективность их работы.


Сколько центров психологической поддержки работает в Казахстане, и что они из себя представляют?


Центры психологической поддержки действуют во всех областях страны и трех городах республиканского значения, сообщили нам в министерстве просвещения. Юридически они представляют собой коммунальные государственные учреждения при местных управлениях образования. В бизнес-реестре нам удалось найти и идентифицировать 17 юрлиц (из 20-ти) с соответствующим названием и направленностью. Все они — кроме ЦПП в Костанайской области — были зарегистрированы только в этом году. 


По задумке профильного ведомства эти новоиспеченные организации будут работать сразу в двух направлениях. С одной стороны, они призваны, например, методически сопровождать школьных психологов, проводить для них супервизии по наиболее сложным вопросам, консультировать педагогов-психологов. С другой стороны, специалисты центров должны оказывать своевременную квалифицированную помощь напрямую родителям и детям, оперативно реагировать на возникающие кризисы, жалобы и обращения.


Кто работает в этих центрах? Укомплектован ли их штат?


По данным министерства просвещения, в них должны работать психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты и прочие специалисты. «Всего единиц согласно штатного расписания во всех [двадцати] ЦПП – 862. На сегодняшний день ЦПП не в полной мере укомплектованы кадрами, активно ведут набор сотрудников», — сообщили нам в ответе на запрос. С помощью Adata.kz мы подсчитали, что сегодня в 17 центрах официально состоят в штате лишь 203 человека.


Перспективы укомплектования организаций, судя по всему, туманны. И власти, и эксперты признают нехватку педагогов-психологов и социальных педагогов в системе образования. По принятому в прошлом году нормативу, на каждые 500 детей должен приходится один педагог-психолог. Пока же в Казахстане один педагог-психолог в среднем вынужден отвечать за благополучие 635 детей (расчеты на основе данных за 2023/2024 учебный год). Больше чем в половине школ норматив не выполняется, в том числе, из-за неправильного распределения специалистов.

 

Как найти центр психологической поддержки у себя в регионе?

 

Каждое областное управление образования получило от министерства просвещения «чек-листы, памятки с указанием телефонов, адресов ЦПП», заверили нас в ведомстве, однако лишь на четырех официальных сайтах управлений нам удалось через поиск найти контакты местных центров. Речь идет об Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Абайской и Жамбылской областях. С помощью 2ГИС можно обнаружить адреса и телефоны еще двух центров — в Астане и Костанае.

 

Профильное министерство отметило также, что проводит «большую работу» по созданию и развитию аккаунтов каждого центра в социальных сетях. Мы смогли оценить только четыре таких профиля в Инстаграме, освещающих работу специалистов в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской областях и городе Астане. Во всех случаях контент слишком разнородный, чтобы заинтересовать хоть какую-то аудиторию: тут одновременно посты и про послание президента, и про тематические семинары для специалистов, и советы для родителей, и памятки для учащихся.

 

Как оснащены центры психологической поддержки?

 

В министерстве просвещения подчеркивают, что «особое внимание уделено материально-техническому оснащению и интерьерным решениям центров». Чтобы получить представление об этом, мы изучили закупки ЦПП, общая стоимость которых в этом году составила 168,2 млн тенге (13 центров, в остальных случаях данных нет). Никакой специфики в них мы не нашли: организации в основном приобретали канцелярские товары, офисную технику и мебель, средства для дезинфекции, госсимволы и прочие характерные для любого госучреждения товары и услуги.

 

При этом центр психологической поддержки в Северо-Казахстанской области отличился покупкой микроавтобуса почти за 18 млн тенге. В Западно-Казахстанской области решили, что не обойдутся без чайного сервиза и холодильника. В Костанайской области организация в лучших бюрократических традициях закупила публикацию материалов в СМИ и подписку на газеты и журналы. А в Мангистауской области не пожалели 1 млн тенге на мебельный гарнитур для директора центра.


➔     О том, как квази- и госорганы в рамках системы закупок приобретают кресла и стулья, читайте по ссылке


Как Минпросвещения будет оценивать эффективность центров психологической поддержки?


На этот вопрос нам в ведомстве не ответили. Но озвучили, вероятно, основной результат работы ЦПП: «Для всех обучающихся, независимо от их места проживания и обучения, а также педагогов и родителей будут гарантированы доступность, качество и полнота психологической помощи и поддержки». Категории доступности, качества и полноты при этом остались без каких-либо пояснений.

 

Отметим, в комплексном плане по защите детей от насилия, обеспечению их прав и благополучия и превенции суицида ожидаемые результаты все-таки указаны. Среди прочего они включают ежегодное, начиная с 2023 года, снижение количества суицидов и их попыток на 5%. В части профилактики суицидального поведения указаны 14 кратко- и среднесрочных мер. Если опираться на срок их исполнения, к настоящему моменту десять из них должны быть завершены. Тем временем, за восемь месяцев 2024 года среди детей зафиксировано 128 случаев самоубийств (по прогнозам их должно быть не более 139 в этом году).

 

Подписывайтесь на @Shishkin_like

 

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page