В Алматы произошло новое ощутимое землетрясение. По информации Tengrinews.kz толчки зафиксированы в 11 часов 22 минуты. Эпицентр землетрясения находился в 31 километре на юг от Алматы на территории Казахстана.
«Энергетический класс землетрясения 13.2. Магнитуда MPV 6.1. Координаты эпицентра 42.93° с.ш. 76.96° в.д. Глубина 10 километров. Сведения об ощутимости (по шкале МSК-64): Алматы 5 баллов».
В январе, после предыдущего землетрясения, которое очень сильно испугало алматинцев, мы подготовили материал, где узнали у специалистов, как и что говорить детям, чтобы они сумели правильно пережить тревогу.
Руководительница фонда Just Support, психолог Светлана Богатырёва рекомендуют следующие действия, которые помогают выплеснуть эмоции и вернуть контроль над ситуацией.
Быть спокойными
Чем младше ребёнок, тем больше он зависит от родителей. Дети до трёх лет буквально питаются состоянием мамы и папы. Насколько тревожны родители, настолько неспокоен ребёнок.
Спрашивать. Отвечать
Чем старше ребёнок, тем больше у него проявляется собственное осмысление ситуации. Он делает самостоятельные выводы. Поэтому важно с детьми разговаривать на доступном языке. О чём ты подумал? Чего испугался? Как себя чувствовал? А помнишь, мы ночью на улицу выходили? Что ты запомнил? Как думаешь, что это было? У детей в сознании всё преломляется странно с точки зрения взрослой логики. Важно понять, какие выводы сделал ребёнок, чтобы, в случае необходимости, их развеять. Все мы разные по темпераменту, по психофизиологии, по нервной системе. Кто-то из детей подумает про землетрясение – ну прошло и прошло. А кто-то не на шутку встревожится, будет переживать. Поговорите с ребёнком! Но только не обесценивайте ситуацию, не переводите всё в шутку, мол, ничего страшного, всё нормально.
Не давать энергии застрять
Давайте представим, что эмоция – это сгусток энергии. Вот он возник и начинает беспокоить ребёнка. Ребёнок об этом нам сигнализирует – постоянно возвращается к этой теме, боится засыпать. Значит, энергия не «проработалась». Образно говоря – застряла. Родителям нужно постараться её выпустить. Базовый способ – поговорить с ребёнком о происшедшем. Но чем младше ребёнок, тем больше у него развито правое, творческое полушарие. И тут поможет придумывание сказок, в которых можно поместить героя в похожую ситуацию: что бы он сделал? Как бы справился? Можно рисовать, раскрашивать. Главное – оформить переживания, выразить их.
Включить логику
Чем старше ребёнок, тем больше у него развита логика. С подростками рассуждайте, как действовать при землетрясении. Где места сбора? А давай соберём тревожный чемоданчик? Что мы туда положим? Какие у нас дома безопасные места? А на улице?
Разрешить большому стать на время маленьким
От стресса у некоторых детей бывает возрастной регресс. Уже не маленькому ребёнку хочется на ручки, чтобы его по спинке погладили, или засыпать вместе с родителями. Не надо этого бояться. Пойдите навстречу. Создайте у ребёнка ощущение кокона, физической безопасности, поддержки. Подойдут пушистые пледы, мягкие игрушки. Это пройдёт, это временная потребность психики: у большинства из нас раннее детство ассоциируется с безопасностью.
Младенческая поза, одеялки, домики, родительские объятия возвращают нам это ощущение. Не говорите ребёнку: «Ты уже большой! Хочешь, чтобы мы пока вели себя с тобой, как с лялечкой, хорошо!».
Общие принципы помощи ребёнку, который пережил землетрясение, довольно просты и базируются на понимании, диалоге и уважении. То есть не обесцениваем, не отмахиваемся, не задвигаем на задний план, не говорим абстрактно «всё будет хорошо», а очень терпеливо и внимательно помогаем прожить кризисный период.
Психоаналитик и журналистка Анастасия Рубцова помимо прочего предостерегает от «гипердиагностики».
«ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство – Ред.) – это серьезный комплексный диагноз, который нельзя поставить просто так. И даже не у всех людей, побывавших в экстремальной ситуации, под бомбежками, он разовьётся (а только у 10-15%).
Но главное, поставить его можно только через год- полтора после события. А тут можно говорить просто о стрессовой реакции (даже не острой)».
В норме, отмечает Анастасия, психика ребенка переваривает такое за 2-3 недели – «дети адаптивны и эволюционно ориентированы на то, чтобы выжить».
«Может, совсем успокоиться и не получится, но чем больше информации соберут взрослые (и расскажут детям), тем лучше все будут спать. О сейсмической активности в регионе. О том, как часто бывают землетрясения. И от чего они бывают. И что в это время происходит под землёй. И какие факторы влияют на силу толчков. И чего нужно опасаться. И как себя вести.
Знание - всегда наше спасение и успокоение. Так что обсуждать, конечно, обсуждать, и при детях, и с детьми, и ролики смотреть на Ютубе и обсуждать, кто куда побежит, если что».
Напоминаем и о техниках дыхания, которые помогают успокоиться в стрессовых ситуациях и регулировать сердечный ритм.
Техника «дыхание по квадрату».
Вдохните на 4 счета;
задержите дыхание на 4 счета; выдохните на 4 счета;
вновь задержите дыхание на 4 счета.
Другой метод — фокусированное дыхание, при котором вы делаете глубокие медленные вдохи, концентрируясь на ощущениях.
Дыхание «в пакет» — ещё одна популярная техника при панических атаках. Она нередко практикуется людьми при перелетах. Бумажный пакет необходимо плотно прижать к лицу и медленно делать вдохи и выдохи внутри него. Можно делать это и без пакета, через ладони, сложенные у рта.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz
Comentários