top of page
Фото автораAyel

Как ребёнку вернуться в школу без стресса?





До 1 сентября остаются считанные дни. Как сделать возвращение в школу менее стрессовым и более радостным?


Телеграм-канал Ayel поговорил об этом с педагогом-исследовательницей с 22-летним стажем, учительницей начальных классов алматинской гимназии №18 Карлыгаш Сейткановой.


Ребёнку бывает сложно адаптироваться к школьной жизни. Причин для этого может быть много.


Физические: снижение иммунитета, дефицит витаминов, нарушение режима сна и бодрствования.


Умственные: ребёнок забыл программу и отвык от учебных нагрузок.


Психологические: переживания из-за взаимоотношений с одноклассниками и учителями.


Карлыгаш Сейтканова рекомендует заранее «проработать» каждую из этих причин и постараться не зародить в душе ребёнка негативное отношение к школе, а настроить на продуктивную рабочую атмосферу.

Готовим ребёнка физически


Каникулы – беззаботное время «ничегонеделания». Выходить из этого состояния сложно. Тут понадобятся терпение, целеустремлённость. И никакого насилия:


«Для полноценного развития ребёнка ему нужно спать 9-10 часов в сутки. Иначе он на первом уроке будет вялый, не воспримет материал и цель занятия не будет достигнута. А старшеклассники и вовсе могут проспать урок! Поэтому потихоньку, на 30 минут, сдвигайте время подъёма и отхода ко сну ещё в августе. С младшими школьниками тренируйте ежедневную рутину в игровой форме: можно повесить на стену расписание недели и отмечать звёздочками, когда ребёнок сам проснулся по будильнику, умылся и оделся».


Организуйте для ребёнка медосмотр.


«Проверьте состояние иммунитета, ресурсы витаминов и микроэлементов и обязательно зрение. Современные школьники увлечены гаджетами и много часов проводят за экранами, нагружая глаза. Недостаток витаминов и сниженный иммунитет влекут за собой частые больничные в начале учебного года».


Первокласснику важно сформировать бытовые навыки: быстро переодеваться, аккуратно есть за столом, мыть руки, самостоятельно обслуживать себя в туалете, собирать рюкзак. Всё это можно тренировать в игровой форме – «Самолёт улетает через 15 минут, успеешь ли ты собрать рюкзак и одеться?»


Интеллектуальная подготовка


Время подготовки, по мнению Карлыгаш Сейткановой, должно быть непродолжительным – 30 минут в день вполне достаточно.


«Здесь у родителей много помощников. Игровые задания онлайн, интерактивные учебники. Множество сервисов предлагают викторины, тесты, игры на повторение школьного материала. Подойдут также всевозможные кроссворды, сканворды, ребусы и настольные игры. Я не советую сажать ребёнка на каникулах на час-другой за стол с тетрадкой и ручкой, как в школе. Иначе мы девять месяцев учёбы превратим в десять и лишим школьника драгоценной награды – долгожданных каникул».


При этом специально повторять пройденное нет необходимости.

 

«В сентябре в школьной программе отведено время на повторение пройденного материала. А вот обсуждать мировые события, просмотренные фильмы и передачи, слушать точку зрения ребёнка, делиться багажом знаний – важно. Даже просто на даче можно поговорить о биологии (уход за растениями, наблюдения за животным миром) и астрономии (наблюдение за звёздным небом). Так ребёнок научится выражать своё мнение, вспомнит, что проходил в школе и узнал из энциклопедий и передач, научится задавать вопросы, анализировать».

 

Первокласснику важно помочь подготовить руку к письму:


«Пригодятся занимательные книжки, картинки для раскрашивания и штриховки, гравюры, лепка, изготовление украшений, паззлы и мозаики».

 

Карлыгаш Сейтканова рекомендует также записать ребёнка в библиотеку: «Там проводят интерактивные викторины, праздники, знакомства с авторами и с героями книжек. Ненавязчиво ребёнок узнает новое».

 

По словам педагога, чтение списка летней литературы освободит время в учебном году:достаточно будет полистать книгу, освежив её в памяти. А таблицу умножения, которую ребёнок должен знать к третьему классу, интересно повторять в игровой форме: проводить в семье соревнования на скорость, придумывать математические викторины.

 

«Только делайте это устно или с помощью необычных, «нешкольных» предметов (например, асфальт и мелки). Решайте практические задачки «из жизни». Предложите ребёнку рассчитать, сколько времени займёт поездка в соседний город, в деревню. Сколько потребуется ингредиентов для приготовления блюда на определённое количество человек. Полезна математика в покупках: посчитайте сдачу, проверьте чек – сходится или нет. Дайте рулетку и предложите померить предметы в доме, рассчитать площадь и периметр комнаты.


Подросток пусть рассчитает бюджет на покупки школьных принадлежностей, продумает план шопинга и возможности экономии. Так и арифметика вспомнится сама собой, и станет понятно, для чего нужна математика», – говорит Карлыгаш Сейтканова.


Эмоциональный настрой

 

Педагог рекомендует задавать ребёнку вопросы: «Что ты чувствуешь? Что тебя радует и расстраивает в предстоящем учебном году?».


«Покажете ребёнку, что вы на его стороне, что бы ни случилось, вы справитесь вместе. Иногда родители, услышав от ребёнка «Не хочу в школу!», отвечают: «Ничего не поделаешь. Потерпи. Потом будут каникулы». Это негативная установка. Уточните, что именно беспокоит ребёнка. Дайте понять, что за год он повзрослел, что узнает много нового и встретится с друзьями. Вспомните светлые моменты собственного школьного детства. Посмотрите фильмы, где герои возвращаются после каникул в школу, почитайте вместе книги на эту тематику».

 

Если ребёнок чрезмерно тревожится, Карлыгаш Сейтканова рекомендует пригласить в гости одноклассников: «Дети пообщаются, поделятся эмоциями и мыслями и спокойнее пойдут в школу».

 

Хорошо познакомиться с будущим учителем заранее. Особенно это касается первоклассников и всех тех, у кого меняется классный руководитель или учебное заведение.

 

«Превратите покупку школьных принадлежностей в праздничный ритуал. Сообщите ребёнку, что вы, например, через неделю отправляетесь на школьный шопинг и каждый день потихоньку об этом напоминайте. Дайте детям возможность самим выбирать себе канцелярию, аккуратно направляя их. Ручка с любимым героем поможет с хорошим настроением в школе. А после закупок не терпится похвастаться обновками перед одноклассниками. Так дети сами собой настраиваются на учёбу», – говорит педагог.

 

Важно также подготовить рабочий уголок:

 

«Даже в небольших квартирах можно выделить ребёнку личное пространство, которое будет ассоциироваться у него со школой, помогать включиться в работу. Это может быть стол и стул, плакаты и памятки на стене. Если ребёнок учит уроки в разных местах, привычка к учёбе формируется труднее. Удобное учебное пространство для регулярных занятий помогает улучшить концентрацию детей и повысить успеваемость».

 

Но самое главное, говорит педагог, «не паникуйте! Школа – это нормально».


Автор: Елена Мамонтова

 

 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Comments


bottom of page