По данным Антикора, за последние 5 лет на дорожную отрасль выделено более 6 трлн тенге. При этом состояние дорог заметно не улучшилось, о чём свидетельствует объём критики со стороны населения.
Коррупционные риски
Внешний анализ Антикора показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог:
На первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы.
При проектировании смету искусственно завышают за счёт излишних объёмов работ и материалов.
Контракты часто заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, из одного источника или в условиях картельного сговора. Никем не контролируется привлечение субподрядных организаций.
Заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально.
Не в полной мере используется потенциал Казахстанского дорожного научно-исследовательского института для развития отрасли. Вместо проведения прикладных научных исследований и внедрения инноваций институт занимается разработкой нормативной документации.
Отсутствие контроля за внедрением новых технологий, недостаток квалифицированных кадров и сложная нормативно-правовая база также влияют на качество автодорог.
Усугубляет проблему недостаточная цифровизация. За последние 10 лет на развитие информсистем потрачено 16 млрд бюджетных средств. Однако до сих пор не разработана Цифровая карта дорог.
Рекомендации
Агентством по противодействию коррупции РК были подготовлены рекомендации:
Пересмотреть функционал экспертизы проектов и института технического надзора.
Переориентировать КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий и научно-техническое сопровождение крупных дорожных проектов.
Усилить полномочия Национального центра качества дорожных активов.
Создать цифровую карту дорог.
Уголовные дела
Пока рекомендации только планируют внедрять, поэтому за 2023-2024 годы в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб граждан на низкое качество автомобильных дорог. Основной причиной дорожных проблем общественность называет коррупцию.
Только с начала 2024 года Антикором было зарегистрировано 24 уголовных дела в этой отрасли.
К примеру, в этом году «Свидетель» уже писал о том, что завершены расследования в отношении бывшего председателя АО «НК КазАвтоЖол» и генерального подрядчика, подозреваемых в хищении государственных средств, выделенных на капитальный ремонт автодороги «Жаксы – Есиль – Бузулук», включая строительство моста через реку Ишим.
Как выяснило следствие, руководством АО «НК КазАвтоЖол» незаконно заключён договор способом из одного источника с оказанием необоснованного предпочтения подрядчику и передачей аванса в размере 200 млн тенге, который был использован не по назначению.
А в июне 2024 года по результатам прокурорской проверки выявлено необоснованное применение сметной нормы и расценок в среднем ремонте автомобильных дорог, используемых при строительстве и капитальном ремонте в Алматы. Кроме того, поставщики сэкономили на асфальте, что повлияло на плотность дорожного полотна.
«В целях устранения выявленных нарушений законности внесён акт надзора в Управление городской мобильности Алматы, для исполнения которого обеспечена исковая работа по возмещению бюджетных средств поставщиков. 4 июня 2024 года постановлением Верховного суда с поставщиков взыскано 754 миллиона тенге",
– сообщили в прокуратуре.
Мировой опыт
В Южной Корее активно применяются цифровые технологии и электронные тендерные системы для государственных закупок. Система KONEPS (Korea Online e-Procurement System) обеспечивает прозрачность и доступность информации обо всех тендерах. Информация о контрактах публикуется в открытом доступе, а процесс аудита осуществляется как госорганами, так и независимыми аудиторами .
В Мексике внедрена система мониторинга качества дорог и выполнения подрядных работ через участие общественных организаций и независимых экспертов. Граждане могут сообщать о подозрительных расходах и проблемах через платформу México Evalúa. Это позволяет предотвратить махинации на этапе строительства и повысить ответственность подрядчиков.
В Германии большое внимание уделяется государственно-частным партнёрствам (ГЧП), где ответственность за качество дорог частично ложится на подрядчиков. Частные компании мотивированы обеспечивать высокое качество, так как им приходится нести эксплуатационные затраты и участвовать в содержании инфраструктуры в течение всего периода эксплуатации объекта.
Когда Индонезия столкнулась с высокими уровнями коррупции в дорожном строительстве, власти решили внедрить программы гражданского мониторинга. Специальные мобильные приложения позволяют жителям отслеживать ход строительства и сообщать о нарушениях. Это способствует вовлечению общества и повышает уровень контроля.
Фото с сайта shutterstock.com/ Stockr
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ