top of page

Квазигосимперии. «КазМунайГаз»

Фото автора: Shishkin_likeShishkin_like


Мы продолжаем серию публикаций о квазигоскомпаниях нашей страны – их структуре, активах и финансовых показателях. Недавно мы рассказывали про «Казахтелеком», второй материал из цикла – про самую большую из «дочек» Фонда благосостояния «Самрук-Қазына»  АО «НК «КазМунайГаз».

 

Компания появилась в 2002 году в результате слияния «Казахойла» и НК «Транспорт нефти и газа». Сейчас «КазМунайГаз» причастен к деятельности нескольких сотен компаний, больше половины из них имеют зарубежную юрисдикцию. Бизнес-активы «КМГ» есть в Швейцарии, Нидерландах, Канаде, Болгарии, Молдове, Турции, Великобритании, ОАЭ. У нацкомпании есть даже «дочки» в офшорах – на Британских, Виргинских островах, Маршалловых островах, Багамах и Бермудах.

 

После публикации расследования центра OOCRP «Райское досье» в 2017 году офшорные активы компании оценивались примерно в 5 млрд долларов. Сколько они стоят сейчас, неизвестно – в годовых аудиторских отчётах нацкомпании нет прозрачности в отношении зарубежных активов и тем более офшорных «дочек».

 

Выручка предприятия измеряется триллионами, а чистая прибыль – сотнями миллиардов тенге. За первое полугодие 2023 года выручка КМГ составила 3,94 трлн тенге, а чистая прибыль – 492 млрд. При этом компания тратит несоразмерно много на вознаграждение своим топ-менеджерам. Такой вывод мы сделали, сравнив показатели нескольких нефтегазовых компаний из разных стран. К примеру, выяснилось, что азербайджанская компания Socar генерирует прибыль практически в два раза больше, а топ-менеджерам платит в десятки раз меньше.

 

О том, сколько зарабатывают руководители нефтегазовой компании, о сложной и запутанной структуре, о судебных делах многочисленных казмунаевских «дочек» и о других интересных фактах – в обзоре нашего редактора Катерины Клеменковой.



Заработки топ-менеджмента

 

Принадлежащий правительству «КазМунайГаз» возглавляют бывшие чиновники. В разные годы нефтегазовыми активами страны управляли Узакбай Карабалин, Серик Буркитбаев, Каиргельды Кабылдин, Болат Акчулаков, Сауат Мынбаев и Алик Айдарбаев. Сейчас компанией руководит Магзум Мирзагалиев, в разные годы он возглавлял Министерства энергетики, экологии, был советником Токаева. Должность председателя правления «КМГ» занимает с апреля 2022 года.

 

В 2022 году высшее руководство «КазМунайГаза» заработало 7,35 млрд тенге, или 15,6 млн долларов США (по данным из ежегодного отчета). В эту сумму входят зарплаты и премии. На какое количество человек распространяется вознаграждение, в отчете не указано, но уточняется, что к ключевому руководящему персоналу компании, помимо правления, относятся и члены совета директоров.

 

В состав правления КМГ входят 8 человек и еще 8 – в совете директоров. Магзум Мирзагалиев находится в двух группах сразу – он и член совета директоров, и председатель правления.

 

Если сравнить выплаты топ-менеджерам КМГ с другими нефтяными компаниями, то отечественные руководители будут в числе наиболее высокооплачиваемых.

 

Их вознаграждения, конечно, не сравнятся с зарплатой гендиректора Shell Бена ван Бердена, который по итогам 2022 года получил 9,7 млн​​ фунтов стерлингов (11,9 млн долларов США), но в целом находятся на достаточно высоком уровне. Наша нефтяная квазигосимперия вполне может входить в первую десятку по этому показателю среди других мировых нефтедобытчиков.

 

Чтобы не быть голословными, расскажем о зарплатах CEO в Saudi Aramco и азербайджанском Socar.

 

Socar на 100% принадлежит правительству Азербайджана. Основные функции компании также связаны с добычей, переработкой, транспортировкой нефти, газа и газового конденсата, а также продажей нефти, газа и нефтепродуктов. Прибыль компании в 2022-м году была на уровне 5,5 млрд долларов США.

 

В состав ключевого руководства входят президент, первый вице-президент и девять вице-президентов. За 2022 год сумма их вознаграждения составила 1,844 млн манат, или 922 тыс. долларов.

 

Saudi Aramco. На национальную нефтяную компанию Саудовской Аравии приходится 12% мировых запасов нефти. 98% акций принадлежат правительству и Госфонду PIF. Saudi Aramco формирует до 80% доходов в бюджет страны. Компания заявила, что в 2022 году прибыль составила рекордные 161 млрд долларов.

 

По итогам 2022 года высшее руководство и члены совета директоров – 16 человек –получили 29,5 млн долл. При этом, согласно уставу, вознаграждение совета директоров не должно превышать 1,8 млн саудовских риялов (479,9 тыс. долл.) на каждого члена в год.

 

Выходит, что самая прибыльная нефтяная компания в мире Saudi Aramco платит своим топ-менеджерам 0,02% от годовой прибыли. Примерно столько же в процентном отношении отдаёт руководству Socar. В то же время «КазМунайГазу» зарплаты топ-менеджеров обошлись в целых 0,55% от годовой прибыли.

 

Структура 

 

«КазМунайГаз» можно назвать «супермногодетной» матерью. Полный перечень «дочек» и «внучек» не фигурирует ни в одном отчёте компании, как правило, просто указывается их актуальное количество.

 

В отчёте об устойчивом развитии по итогам 2021 года сообщается, что в состав группы КМГ входят 110 компаний, в которых 50% и более голосующих акций прямо или косвенно принадлежат КМГ и из которых 56 находятся на территории Казахстана.

 

В ноябре 2022 года, перед началом IPO, «КазМунайГаз» публикует проспект с информацией для потенциальных инвесторов. В проспекте говорится, что группа состоит из 168 организаций (то есть + еще 58 компаний, где «КазМунайГаз», по всей видимости, имеет долю меньше 50%).

 

Чтобы «облегчить» структуру, сделать её более прозрачной и понятной, была принята программа дивестиций (понятие противоположное «инвестициям», означает изъятие капиталовложений). Она предусматривает вывод 47 компаний в период с 2021 по 2025 год (по большей части это касается зарубежных активов).

 

В 2021 году «КазМунайГаз» ликвидировал 6 своих компаний, в основном, в Албании и одну – в Украине. Ещё 6 попали в программу дивестиций (одна офшорная, одна румынская и 4 с местной пропиской). В 2022-м в структуре активов КМГ три компании официально были ликвидированы, одна продана, 4 добавились и ещен одна была передана внутри группы.

 

«КазМунайГаз» контролирует полный цикл производства энергоносителей от геологоразведки до нефтехимии и делит свою работу на шесть секторов: разведка и добыча, транспортировка и переработка, нефтехимия и нефтесервис.

 

В странах Центральной и Восточной Европы нацкомпания владеет нефтезаводами и заправками (680 станций) через KMG International, в Грузии – Батумским морским портом через КТО, в России – частью трубопровода КТК. Недавно СМИ сообщили о готовности «КазМунайГаза» приобрести долю «Роснефти» в немецком НПЗ PCK Raffinerie Schwedt – третьей по величине нефтеперерабатывающей компании Германии.

 

КМГ имеет различные механизмы влияния – либо на уровне акционеров, либо на уровне совета директоров, либо на обоих уровнях сразу – на процесс принятия решений в таких компаниях, как CITIC Canada Energy Limited, Каспийский трубопроводный консорциум, «Казахойл Актобе», Kazakhstan Petrochemical Industries Inc., «КазРосГаз», Petrosun, ММГ (через Mangistau Investment B.V.), «ПетроКазахстан Инк.» и ТШО.

 

Крупнейшие активы

 

Месторождения

 

Нацкомпания имеет доли в трёх мегапроектах, чья общая добыча составляет примерно 1,2% от мирового производства нефти. Мегаместорождениями считаются проекты мирового уровня, разработка которых выполняется в рамках совместных предприятий с участием иностранных компаний, таких как Chevron, CNPC, ENI, Exxon Mobil, «Лукойл», Shell и Total.

 

Месторождение Тенгиз считается самым глубоким в мире. Здесь, кроме «КазМунайГаза», работают Chevron Overseas Company (50%), ExxonMobil (25%), Lukoil International Gmbh (5%). В ТОО «Тенгизшевройл» у КМГ только 20% доли участия. С 2015 года компания отдала в бюджет 17,9 трлн тенге.

 

Добыча на месторождениях Тенгиз и Королевское приносит компании большую часть свободного потока денежных средств, благодаря чему сумма дивидендов, полученных КМГ в период с 2009 по 2021 год, составила более 8 млрд долларов.

 

Доли на Кашаганском месторождении (North Caspian Operating Company N.V., Нидерланды) распределены так: у «КМГ Кашаган»16,88%, Eni S.p.A. – 16,81%, ExxonMobil Kazakhstan Inc. – 16,81%, Shell Kazakhstan Development B.V. – 16,81%, Total Energies EP Kazakhstan – 16,81%, CNPC Kazakhstan B.V. – 8,33% и INPEX North Caspian Sea Ltd. – 7,56%. Сейчас ведётся работа над вторым этапом разработки месторождения, направленного на увеличение объёмов добычи.

 

Одно из крупнейших в мире месторождений по количеству газового конденсата – Карачаганакское. Месторождением владеет нидерландская Karachaganak Petroleum Operating B.V., где у КМГ доля в 10%. 29,25% принадлежит Royal Dutch Shell plc (Нидерланды, Великобритания), 29,25% у Eni (Италия), 18% у Chevron (США) и еще 13,5% владеет «Лукойл».

 

Кроме того, КМГ эксплуатирует ещё 10 месторождений, в которых имеет долю от 33% до 100%:

- АО «Озенмунайгаз» – 100% через АО «Разведка добыча «Казмунайгаз» (1,6 трлн тенге налогов с 2015 года);

- АО «Мангистаумунайгаз» – 50% через Mangistau Investments B.V. Ещё 50% у китайской CNPC (2,5 трлн тенге налогов с 2015 года);

- АО «Эмбамунайгаз» – 100% через «КМГ РД» (1,1 трлн тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «СП Казгермунайгаз» – 33% через «КМГ РД», 67% акций компании принадлежат китайской КННК РР (1,1 трлн тенге налогов с 2015 года);

- «ПетроКазахстан Инк» (Канада) – «КазМунайГаз» владеет 33,0% доли, остальная часть принадлежит китайской CNPC;

- АО «Каражанбасмунай» – 50% через CITIC Canada Energy Ltd. (944 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Казахойл Актобе» – два конечных бенефициара с распределением долей 50/50 – китайская Sinopec и «КазМунайГаз» (1,1 трлн тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Казахтуркмунай» – 100% (155,7 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Морская нефтяная компания «КазМунайТениз» – 50% напрямую принадлежат «КазМунайГаз» и еще 50% у дочки ТОО «КМГ-Кумколь» (3,7 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Урихтау Оперейтинг» – 100% (32 млрд тенге налогов с 2015 года).

 

Транспортировка

 

Казахстан ежегодно экспортирует около 68 млн тонн нефти. Трубопроводные поставки нашей нефти выглядят так: КТК – 53,1 млн тонн, Атырау-Самара – 11,2 млн тонн, Атасу-Алашанькоу – 1 млн тонн, морской порт Актау – 2,1 млн тонн.

 

Большая часть экспорта нефти идёт транзитом через Россию, по трубопроводам КТК и УАС. В меньшей степени нефть транспортируется по железной дороге и морскими путями через другие страны (порт Актау, где танкерами через Каспийское море нефть переправляется для дальнейшего экспорта на запад).

 

КМГ владеет сетью нефтепроводов длиной 9090 км и пятью нефтяными танкерами (из которых два танкера типа «Афрамакс»).

 

Существенные активы компании включают:

- АО «КазТрансОйл» – 100% (317,5 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» – 50% через АО «КазТрансОйл» принадлежит КМГ, другие 50% у China National Oil and Gas Exploration and Development Company Ltd. (62,5 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Северо-Западная трубопроводная компания «МунайТас» – 51% через АО «КазТрансОйл», остальные у CNPC Exploration and Development Company LTD

– ООО «Батумский нефтяной терминал» (Грузия) – 100% у КМГ;

- АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К» на 19% принадлежит КМГ, больше всего доля у ПАО «Транснефть» (представитель «Росимущества») – 24%, еще 15% принадлежит «Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани», всего у КТК 11 учредителей (294,9 млрд тенге налогов с 2015 года);

- в АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» у КМГ также 19% доли;

- ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» на 100% принадлежит КМГ. В 2022 году доход от сдачи судов снабжения в аренду составил 1,8 млрд тенге. За прошлый год компания отдала в бюджет 222,4 млн тенге в виде налогов:

- у ТОО «КазРосГаз» два конечных бенефициара с распределением долей 50/50 –  «КазМунайГаз» и «Газпром». Шесть лет – с 2009 по 2015 – компанию возглавлял Кайрат Боранбаев. С 2015 года компания уплатила 223,3 млрд тенге налогов.

 

Нефтепереработка

 

КМГ является оператором четырёх НПЗ в Казахстане и двух в Румынии.

 

Через KMG International с юрисдикцией в Нидерландах КМГ владеет:

- 54,63% доли в НПЗ Petromidia (считается крупнейшим в Румынии);

- 54.63% в НПЗ Vega.

 

Оставшейся долей заводов владеет румынская SAPE (Societatea de Administrare a Participaţiilor în Energie) – компания по управлению долевыми участиями государства в энергетике.

 

Rompetrol является основным брендом KMG International, используемым для операций по переработке и нефтехимии, ритейлу в Румынии, Молдове, Болгарии, Грузии, а также для обслуживания скважин в сфере разведки и добычи. Компания владеет сетью из 680 заправочных станций в Румынии, Болгарии, Грузии и Молдове. Efix – бренд топлива от Rompetrol, который производится на НПЗ Petromidia и сбывается в Румынии, Болгарии, Молдове и Грузии.

 

С 2012 и до конца 2019 года KMG International руководил Жанат Тусупбеков, сын экс-депутата сената Рашида Тусупбекова. Сейчас место председателя совета директоров KMG International занимает Сабигат Рахметов.

 

Казахстанские активы КМГ в нефтепереработке выглядят так:

- ТОО «Павлодарский НПЗ» – 100% (504,9 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Атырауский НПЗ» – 99,53% (489,6 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» («Шымкентский НПЗ») – 49,72%, остальная часть принадлежит CNPC International (581,8 млрд тенге налогов с 2015 года);

- ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод» (НПЗ «КазахГаз») на 100% принадлежит КМГ. С 2015 года компания отдала в бюджет 33,1 млрд тенге в виде налогов;

- CITIC Canada Petroleum Limited (НПЗ CaspiBitum, производство дорожного битума) – КМГ имеет 50% доли на основании участия в учредительной компании CCEL.

 

Судебные споры и уголовные дела

 

Дело Faber Invest & Trade Inc

 

С 2020 года KMG International N.V. участвует в судебном разбирательстве с Faber Invest & Trade Inc. (Faber), бывшим неконтролирующим акционером Rompetrol Rafinare.

Faber требует от KMGI и Rompetrol Rafinare возмещения убытков, предположительно, понесённых в результате оспариваемых решений акционеров примерно на 118 млн долларов (включая штрафы). 10 марта 2023 года суд отклонил апелляцию, но Фабер вправе подать вторую апелляцию в Верховный суд.

 

Дело Rompetrol

 

С 2021 года Rompetrol Moldova, дочерняя компания KMG International, участвует в судебных разбирательствах, инициированных Советом по конкуренции Молдовы. Причина судебных споров – ценовой сговор. Как считает Совет, Rompetrol Moldova договорился с другими игроками отрасли о розничных ценах на нефтепродукты. Как пишут в молдавских СМИ, Rompetrol Moldova поставила мазут компании Termoelectrica (главному производителю электроэнергии и тепла в Молдове) на сумму 25,9 млн долларов при посредничестве компании из Эстонии. В результате этих действий цена мазута возросла до 875 долларов США за тонну. Судебные тяжбы продолжаются.

 

Три дела Павлодарского НПЗ

 

В марте 2022 года Антимонопольный комитет вынес заключение, что Павлодарский НПЗ установил монопольно высокие цены на услуги по переработке нефти в 2021 году. Было возбуждено уголовное дело, которое позже закрыли за отсутствием состава преступления. В июле 2022 года Антимонопольный комитет возбудил уже административное дело и обратился в суд с требованием конфисковать выручку НПЗ за 2021 год в размере 22 млрд тенге и наложить штраф в размере 6,23 млрд тенге.

 

Осенью 2022 года экс-гендиректоров завода Оспанбека Алсеитова и Шухрата Данбая суд признал виновными в злоупотреблении должностными полномочиями и ограничил свободу обоим на 3 года и 6 месяцев. Ещё одного фигуранта дела осудили за мошенничество в особо крупном размере на 5 лет условно.

Как сообщалось в СМИ, с 2017 по 2022 год все трое нанесли ущерб заводу на сумму свыше 750 млн тенге.

 

Сейчас по трём уголовным статьям дело Павлодарского НПЗ расследует КНБ РК (ст. 385 УК РК «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, госзнаков почтовой оплаты, госнаград», 197 «Незаконная транспортировка нефтепродуктов» и 214 «Незаконное предпринимательство»).

 

Два дела Атырауского НПЗ

 

В течение февраля-сентября 2022 года прокуратура Атырауской области совместно с антимонопольщиками проверяли завод. В сентябре прокуратура вынесла заключение, что Атырауский НПЗ установил монопольно высокий тариф на услуги по переработке нефти на 2020-2021 годы. Ведётся расследование по статье «злоупотребление монополистической деятельностью».

 

На днях в СМИ сообщили, что под стражу взят бывший гендиректор Атырауского НПЗ. На скамье подсудимых вновь оказался Шухрат Данбай, уже судимый за дело Павлодарского НПЗ (он успел поработать директором на обоих заводах). Вместе с директором Департамента по закупкам Канатом Сейдуалиевым он обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями.

 

Дело Petrosun

 

КМГ приобрёл 49% доли участия в ТОО «Petrosun» в июле 2022-го. Другой частью компании (51%) владеет китайская CNPC через ТОО «КННК Интернационал в Казахстане». Компания занимает доминирующее положение по реализации сжиженного нефтяного газа в южном регионе с долей рынка 76,9%.

 

Согласно заключению Антимонопольного комитета и прокуратуры, с сентября по декабрь 2021 года Petrosun, злоупотребляя своим положением, ежемесячно завышало максимальный уровень цены на автогаз. По данному факту прокуратурой возбуждено уголовное дело по ст. 221 ч. 2 УК РК («Злоупотребление монополистической деятельностью»).

 

Дело Стати

 

Чтобы юридически оформить сделку – передачу 50% акций KMG Kashagan B.V. от «Самрук-Қазына» в пользу КМГ, пришлось подождать пять лет, пока суд Амстердама из-за дела Стати снимет ограничения с компании, а также заплатить 37,8 млрд долларов (на тот момент было эквивалентно 1,7 трлн тенге) за исполнение опциона.

 

IPO – год спустя

 

Год назад «Самрук-Казына» выпустил на рынок 3% акций КМГ, чем сократил свою долю до 87,42%. Размещение, которое состоялось под лозунгом IPO, оказалось не самым удачным – казахстанцы купили лишь половину бумаг, выставленных на бирже. Акции продавались по 8406 тенге за штуку, в ходе IPO удалось привлечь 153 млрд тенге.

 

Тогда эксперты оценивали стоимость КМГ в 7,5-20 млрд долларов США, сама же компания в обзорном отчёте перед IPO сообщила, что её общая капитализация с учётом долга составляет 27,4 млрд долларов.

За последние полгода на торгах Казахстанской фондовой биржи стоимость акций достигала 11 370 тенге. В сентябре Halyk Finance понизила целевую стоимость на 12 месяцев по простым акциям КМГ до 10 777 тенге. Держателям бумаг по итогам года обещают дивиденды в размере 514-617 тенге на одну акцию.


Подписаться на @Shishkin_like


Похожие посты

Смотреть все
bottom of page