top of page

Квазигосимперии. «Эйр Астана»

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 25 янв. 2024 г.
  • 6 мин. чтения


Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых квазигоскомпаниям Казахстана. Сегодня расскажем про крупнейшую авиакомпанию страны Air Astana, чей многолетний (19 лет на посту) руководитель Питер Фостер получил звание Кавалера Ордена Британской империи (OBE) за заслуги в развитии британской авиации в Казахстане.

 

АО «Эйр Астана» было зарегистрировано в 2001 году, а 15 мая 2002 года авиакомпания выполнила первый рейс из Алматы в столицу. В 2018 году на базе головной компании был создан первый казахстанский лоукостер Fly Arystan, который входит в группу «Эйр Астана». Сейчас бюджетный перевозчик проходит процедуру сепарации от материнской компании и скоро должен получить отдельный сертификат эксплуатанта. Однако чиновники и эксперты до сих пор не сошлись во мнении, приведёт ли это к уменьшению стоимости авиабилетов.

 

Согласно отчёту за 2022 год, доля Air Astana на рынке Казахстана по внутренним рейсам составляла 32%, по международным рейсам – 33%. У лоукостера FlyArystan – 38% и 9%, соответственно. Отметим, что в 2022 году пассажиропоток в Казахстане превысил 10 млн человек, из которых группа перевезла около 7,4 млн пассажиров (из них FlyArystan – 3,2 млн). Это на 11% больше, чем в 2021 году. Об успехах компании в 2023 году мы пока можем судить лишь по размеру налоговых отчислений – они были самыми внушительными за период с 2015 года.

 

Недавно «Эйр Астана» объявила о намерении провести IPO сразу на нескольких фондовых площадках – LSE (Лондон), AIX (Астана) и KASE (Алматы). В рамках IPO компания намерена привлечь 120 млн долларов и направить эту сумму «на поддержание стратегии роста Air Astana». В сообщении, которое компания опубликовала на своём сайте 19 января 2024 года, говорится, что «допуск на LSE и допуск на AIX состоятся в феврале 2024 года, а допуск на KASE – сегодня или в ближайшие дни», а роуд-шоу менеджмента начнётся 29 января 2024 года. При этом IPO «Эйр Астаны» за последние пару лет переносили уже несколько раз.

 

Общая информация

 

Кому принадлежит Air Astana

 

51% акций – АО «ФНБ «Самрук-Казына»


Это дочерняя компания британской корпорации BAE Systems plc, которая занимается разработкой, доставкой и поддержкой передовых оборонительных и аэрокосмических систем в воздухе, на суше, на море и в космосе.

По состоянию на 31 декабря 2019 года акционерный капитал состоял из 17 000 разрешённых к выпуску, выпущенных и полностью оплаченных обыкновенных акций номинальной стоимостью 147 150 тенге за одну акцию (эквивалент 1 000 долларов США за акцию на момент покупки).

 

Руководство

 

Члены Совета директоров АО «Эйр Астана»: председатель – Нурлан Жакупов (АО «ФНБ «Самрук-Казына»), члены – Айдар Рыскулов (АО «ФНБ «Самрук-Казына»), Майлз Уэсткотт (БАЕ Системс plc), Саймон Вуд (БАЕ Системс plc), Питер Фостер (Президент/CEO, АО «Эйр Астана»). Независимые директора – Гарри Кингшотт, Джанет Хэкман, Кит Гэбел и Ельдар Абдразаков.

Президент авиакомпании Air Astana – 63-летний Питер Уильям Фостер, он руководит компанией с 2005 года. В 2015 году получил звание Кавалера Ордена Британской империи (OBE) за заслуги в развитии британской авиации в Казахстане.

 

Выручка

 

По данным интегрированного отчёта АО «Эйр Астана» общий доход группы в 2022 году составил 1,03 млрд долларов США. При этом вклад «Эйр Астаны» в совокупную выручку – 875,9 млн долларов, а вклад FlyArystan – 217,9 млн долларов.

 

За 9 месяцев 2023 года, согласно сокращённой консолидированной промежуточной финансовой информации группы АО «Эйр Астана» (не аудировано):

- выручка от пассажирских перевозок – 397,3 млрд тенге, от груза и почты – 7,1 млрд тенге;

- прибыль за этот период – 32,5 млрд тенге.

В отчёте также отмечается, что выручка от пассажирских перевозок увеличилась на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

 

Налоговые отчисления за 2023 год – 47,7 млрд тенге (по данным adata.kz). Это максимальные выплаты в бюджет с 2015 года.

 

Дивиденды

 

31 марта 2023 года состоялось общее годовое собрание акционеров компании. Там было принято решение распределить 20% её чистой прибыли за 2022 год (7,5 млрд тенге) между акционерами пропорционально их долям. Дивиденды были полностью выплачены 26 мая 2023 года.

С начала основания компании, то есть за 20 лет, объём выплаченных ею дивидендов составил 140 млн долларов США.

 

Парк воздушных судов

 

В 2022 году парк воздушных судов группы увеличился до 43 самолётов, средний возраст которых – 5 лет. Так, Air Astana, по данным отчёта за 2022 год, имела в парке 29 самолётов (средний возраст – 3,9 года), а Fly Arystan – 14 самолётов (средний возраст – 7,3 года).

 

Дочерняя компания Fly Arystan

 

У АО «Эйр Астана» одна дочерняя компания – АО «Fly Arystan» (до октября 2023 года АО «Авиационная компания «Эйр Казахстан»). Руководитель – Эдриан Хэмильтон-Маннс.

Налоги: 11,3 млн тенге (из них 11,1 млн – в 2023 году).

 

Контроль над дочерним предприятием «Эйр Астана» получила в 2019 году, когда приобрела 100% акций и голосующие доли в компании за 2 тенге. На момент приобретения «дочка» имела отрицательные чистые активы на сумму 7 000 тенге.

Согласно бизнес-реестрам, до 2020 года учредителем компании был бизнесмен Нуржан Шакиров (является совладельцем цементного завода Alacem и учредителем более десятка других ТОО).

 

Однако до октября 2023 года компания не вела никакой деятельности – лоукостер под брендом Fly Arystan являлся структурным подразделением «Эйр Астаны». Выделить его в отдельное юридическое лицо ещё в 2022 году рекомендовало Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК). По мнению АЗРК, это могло бы повысить конкуренцию на рынке и снизить стоимость авиабилетов.

 

В октябре 2023 года премьер-министр Алихан Смаилов сообщил, что разработан поэтапный план выделения лоукостера из структуры «Эйр Астаны». В частности, утверждён устав АО «FlyArystan», идут процедуры по перерегистрации, передаче воздушных судов и другие. «Данные меры окажут положительное воздействие на развитие конкурентной среды, снижение стоимости авиабилетов путём конкуренции между субъектами рынка», – процитировал главу Кабмина Kapital.kz.

 

Через два месяца, в декабре 2023 года, министр транспорта Марат Карабаев заявил, что выделение лоукостера в отдельное юридическое лицо может, наоборот, привести к подорожанию авиабилетов. «В случае выделения лоукостера из структуры Air Astana FlyArystan будет нужен собственный технический персонал… Нужны будут отдельный колл-центр, отдельная бухгалтерия. Отдельно нужно будет иметь руководящий состав. И самое дорогое – нужно будет иметь отдельную базу для хранения запасных частей и сами запчасти для быстрой замены в случае неполадок. Всё это может привести к удорожанию авиабилетов. Поэтому мы обсуждаем наличие FlyArystan в структуре Air Astana», – пояснил Карабаев.

 

На днях президент «Эйр Астаны» Питер Фостер заявил, что Fly Arystan не будут выводить из структуры группы. Авиакомпания останется на 100% дочерним предприятием «Эйр Астаны», но получит в ближайшем будущем отдельный сертификат эксплуатанта.

 

Директор Департамента приватизации и реструктуризации активов АО «Самрук-Қазына» Дастан Адиходжаев тогда же сказал, что разделение двух авиакомпаний уже произошло, так как лоукостер Fly Arystan является самостоятельным юридическим лицом.

 

Отметим, что в ноябре 2023 года АО «FlyArystan» разместило дополнительные 240 000 акций в пользу материнской компании, общая дополнительная инвестиция составила 960 млн тенге.

 

Задержки рейсов, топливный сбор и другие скандалы

 

Топливный сбор

 

В апреле 2023 года сенаторы обвинили «Эйр Астану» в нарушении антимонопольного законодательства и указали, что цены на авиабилеты растут, даже когда стоимость керосина остаётся на прежнем уровне. Через месяц уже премьер-министр РК Алихан Смаилов отметил, что топливный сбор, который, по логике, должен зависеть от изменения цены на авиатопливо, остаётся в цене билета на одном уровне.

 

В июне 2023 года Air Astana заявила, что намерена обжаловать штраф Агентства по защите и развитию конкуренции РК в размере 6,7 млрд тенге за злоупотребление доминирующим положением на рынке авиаперевозок, а именно – за необоснованное взимание топливного сбора с каждого авиабилета. Перед этим, в мае 2023 года, президент компании Питер Фостер отметил, что ни о каком снижении тарифов речи быть не может.  

 

В июле 2023 года в правительстве сообщили о планах исключить понятие «топливный сбор» при ценообразовании на авиабилеты.

 

В декабре 2023 года сообщалось, что авиакомпания привлечена к административной ответственности на сумму более 876 млн тенге за злоупотребление доминирующим/монопольным положением, выраженное в необоснованном применении топливного сбора. В итоге «Эйр Астана» заключила антимонопольный комплаенс с АЗРК, направленный на сдерживание цен на монопольных/доминирующих маршрутах по внутренним направлениям.

 

Задержки рейсов

 

Новости о задержке рейсов Air Astana появляются в СМИ регулярно. К примеру, в июле-августе 2022 года в отношении авиакомпании всего было наложено шесть штрафов на общую сумму 18,4 млн тенге за нарушение прав пассажиров во время задержки рейсов. Об этом сообщал Комитет гражданской авиации.

 

В 2022 году показатель своевременного выполнения рейсов группы составил 74%. В 2021 году он был 82%, а в 2020 году – 88%. Снижение показателя в 2022 году компания связала «с политической нестабильностью в регионе, которая обусловила изменение маршрутов, и инфраструктурными проблемами в аэропортах Казахстана».

 

Проблемы с двигателями

 

Как сообщил накануне KazTAG, в 2024 году «Эйр Астана» может снять с рейсов почти треть своих воздушных судов. Причина – отзывы на проверку самолётных двигателей Pratt & Whitney, которые установлены на Airbus 320 и 321.

 

«В июле 2023 года компания Pratt & Whitney сообщила о редком состоянии металлического порошка, используемого для производства некоторых деталей двигателей, что может привести к трещинам дисков первой и второй ступени турбины высокого давления и вывести их из строя», – цитирует агентство отчёт по авиакомпании, представленный Halyk Finance. 

 

Также в документе сказано, что такие двигатели установлены на 17 самолётах авиакомпании из 49-ти, и отправка их на техническую проверку может привести к сокращению количества рейсов, особенно в пиковые сезоны. До этого Питер Фостер говорил, что проблемы с данными двигателями есть только на 4-х воздушных судах «Эйр Астаны».

 

Бриллианты Татьяны Фостер

 

Один из недавних скандалов был связан с самим президентом авиакомпании Питером Фостером. Летом 2022 года СМИ и соцсети обсуждали ювелирные украшения, которые демонстрировала в своём Инстаграм-аккаунте его супруга Татьяна Фостер. Блогер Денис Кривошеев написал, что глава «Эйр Астаны» подарил жене кольцо стоимостью 235 млн тенге при том, что его годовая зарплата составляет примерно 280 млн тенге, и связал это с высокой стоимостью авиабилетов на рейсы Air Astana. В ответ Татьяна Фостер обвинила Кривошеева в клевете и пояснила, что дорогие ювелирные украшения ей не принадлежат – это было рекламное видео для одного из брендов, с которым женщина сотрудничает как блогер.


Подписывайтесь на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page