top of page
Фото автораShishkin_like

Кинематографисты Казахстана выступили против монополизации киноотрасли

Вчерашняя отставка правительства не помешала казахстанским кинематографистам обратиться с открытым письмом к теперь и.о. министра культуры и информации Аиде Балаевой, а также к Администрации президента РК. Основная мысль письма – киношникам не нравятся поправки в Закон о кинематографии РК и ряд подзаконных актов – а именно, что при очередном реформировании сферы мнение собственно участников рынка не учитывается.


Открытое обращение подписали более 50-ти человек, среди которых председатель Союза кинематографистов РК, режиссёр Ермек Турсунов, продюсер Канат Торебай, оператор-постановщик Арман Каиржан, режиссёр анимации Анита Черных и другие представители творческого кластера.


Авторы обращения выступают против кулуарного принятия решений и заявляют, что разработанные и принятые большинством правки не были включены в проект. В работу вошли неизвестные им ранее правки, «представляющие и лоббирующие исключительно интересы киностудии «Казахфильм», многие из которых идут вразрез с действующим антимонопольным законодательством РК».


Так, в функционал «Казахфильма» планируется включить не только производство кино, проведение кинофестивалей, дубляж, но и финансирование сферы (до создания «Центра кино» студия ранее уже выступала в роли «финансовой прокладки» между министерством культуры и частными киностудиями). Это, по мнению авторов обращения, приведет к конфликту интересов и монополизации отрасли – есть риск, что при распределении средств, Казахфильм будет отдавать предпочтение своим проектам.


От себя заметим, что такая «монополизация» касается лишь той части казахстанского кино, что финансируется из госбюджета – поскольку частным студиям это нисколько не мешало и не мешает снимать свои коммерческие фильмы за счет инвесторов.


Проблемы киностудии «Казахфильм»


В январе 2024 года Балаева рассказала о проблемах «Казахфильма» у себя в соцсетях. У киностудии есть долги по заработной плате и другие проблемы финансового, административного, хозяйственно-инфраструктурного характера. Но самое главное – она законодательно лишена возможности выйти на самообеспечение и рентабельность.


В 2019 году был создан Государственный центр поддержки национального кино, который стал единым оператором по предоставлению государственного финансирования. Учредителем и акционером центра стало Правительство Казахстана. Приказ подписал тогдашний премьер-министр Аскар Мамин.


По словам Аиды Балаевой, это не только лишило «Казахфильм» его прямых функций, но и поставило киностудию в один ряд с многочисленными частными студиями, подчинив общим конкурсным правилам. Министерством культуры и информации инициированы поправки, которые вернут «Казахфильму» право снимать кино, организовывать фестивали, делать дубляж. Также министерство ищет инвестора, который поможет обновить инфраструктуру «Казахфильма».


Почему подписавшие обращение кинематографисты не согласны


Основным доводом в пользу данных правок приводится «убыточность предприятия, составляющая 1 млрд тенге, в связи с сокращением объема финансирования производства с момента создания Центра кино».


Однако в обращении говорится, что эти доводы противоречат фактическим обстоятельствам. По данным из открытых источников, начиная с 2019 года (с момента создания Центра кино) до конца 2023 года, киностудия «Казахфильм» получила по разным программам 16,8 млрд тенге. Из них 7,3 млрд тенге – в рамках госзакупок и 9,3 млрд тенге – в рамках государственных заданий (в том числе на «Увеличение уставного капитала АО» (модернизация оборудования) 7,1 млрд тенге).


Убыточность предприятия связана не с уменьшением финансирования, а со слабым менеджментом, считают авторы обращения и предлагают сохранить действующий принцип работы: когда киностудия занимается производством и выпуском кинофильмов.


А проблемы в киноотрасли они призывают решать через открытый диалог с профессиональным киносообществом.


Подписывайтесь на @Shishkin_like

bottom of page