Кто владеет регионами Казахстана: Акмолинская область
- Shishkin_like
- 12 июн. 2024 г.
- 7 мин. чтения

Мы продолжаем серию материалов о людях, которые могут и не попадать в списки местного Forbes, но в своих регионах обладают огромным влиянием, контролируя целые отрасли местной экономики. Сегодня расскажем о бенефициарах Акмолинской области.
Одной из приоритетных отраслей региона является сельское хозяйство – здесь традиционно производится четверть всего объёма продовольственной пшеницы для страны. Кроме этого, область входит в число лидеров по производству мяса птицы. В промышленном же сегменте преобладает обрабатывающая промышленность: местные предприятия выпускают, в частности, обработанное золото, обогащённый уран, подшипники, грузовые автомобили, строительные материалы.
Несмотря на это, Акмолинская область по уровню валового регионального продукта на душу населения близка к аутсайдерам, подсчитал телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука». Из 300 крупнейших налогоплательщиков страны в регионе зарегистрировано всего четыре (по состоянию на 2022 год). Наш автор Аслан Сеитов и редактор Маргарита Бочарова рассказывают, кто стоит за ними, а также за другими крупными предприятиями области.
★ Булат Утемуратов
По итогам прошлого года крупнейшим частным налогоплательщиком Акмолинской области, по расчётам Adata.kz, стала золотодобывающая компания RG Gold. Только за 2023 год она перевела в органы госдоходов рекордные для себя 39,8 млрд тенге (с 2015 года – 111,5 млрд тенге). Ещё почти 7 млрд тенге в виде налогов с 2018 года уплатило ТОО «RG Processing», занимающееся производством золота и входящее в тот же проект.
В минувшем мае RG Gold стала одним из спонсоров восстановления региона после паводков, направив местным жителям 1 млрд тенге. Компания входит в десятку крупнейших действующих в республике недропользователей по золоту и занимается разработкой месторождения Райгородок в Акмолинской области. В 2022 году выручка компании по сравнению с 2021-м выросла на 83%, достигнув 54 млрд тенге, прибыль увеличилась на 53%, составив 16,6 млрд тенге.
У проекта два акционера – Фонд частных прямых инвестиций RCF (35%) и группа компаний «Верный капитал» (65%). Последняя получила контроль над месторождением в 2014 году. Её ключевым инвестором выступает 66-летний Булат Утемуратов (№6 в рейтинге местного Forbes с состоянием в 2,7 млрд долларов США).
С момента основания RG Gold потратила на разработку Райгородка больше 20 млн долларов США. Государство тоже поучаствовало в финансировании проекта: как мы подсчитали, с 2011 по 2021 год размер инвестиций в золоторудный бизнес, связанный с Утемуратовым, достиг почти 127 млрд тенге. С поддержкой Банка развития Казахстана (300 млн долларов США) в 2022 году компания, например, запустила горно-металлургический комплекс.
Другой заметный актив группы компаний «Верный капитал» в Акмолинской области – пятизвёздочный отель Rixos Borovoe. ТОО «Burabay Hotel Management» в прошлом году тоже отметилось рекордными для себя налоговыми выплатами в размере 1,2 млрд тенге (с 2015 года – 5,1 млрд тенге). Минувшей осенью гостиница оказалась в центре внимания журналистов: там произошло массовое отравление сотрудников, которое повлекло для собственников штраф в 4,8 млн тенге.
★ Владимир Джуманбаев и Co.
ТОО «Казахалтын» только в прошлом году уплатило налогов на 22,4 млрд тенге (с 2015 года – 133,8 млрд тенге), что позволило компании войти в число крупнейших налогоплательщиков региона. «Дочка» компании – ТОО «Казахалтын Logistic» – в 2023 году перевела в органы госдоходов ещё 753,8 млн тенге (с 2018 года – 4 млрд тенге). Последняя оказывает транспортные и экспедиторские услуги там же, в Акмолинской области.
«Казахалтын» имеет лицензии и контракты на разведку и разработку нескольких месторождений в регионе – Аксу, Жолымбет, Бестобе, Караул-Тобе и Кварцитовые горки. По итогам 2022 года, предприятие ушло в убыток на 8,5 млрд тенге, выручка от продажи золотосодержащей продукции компании составила 67,3 млрд тенге (-11% за год в связи с простоем рудника Бестобе). В конце того же года компания объявила о своём уходе из посёлка, но в октябре 2023 года первый вице-премьер Роман Скляр сообщил, что работа на руднике будет возобновлена тем же инвестором.
С 2021 года «Казахалтын» является частью АО «АК Алтыналмас». Актив, как подсчитал Forbes.kz, обошёлся новым владельцам в 311,3 млн долларов США. По последним данным с KASE, в число акционеров компании входят Gouden Reserves B.V. (60%), Владимир Джуманбаев (20%), Дияр Канашев (10,5%) и Игорь Ветиул (6,5%). По данным «Выхода к морю», конечным бенефициаром Gouden Reserves B.V. может быть некая Анна Березина, тесно связанная с активами других казахстанских олигархов – Владимира Кима и Эдуарда Огая.
50-летний Джуманбаев в свою очередь сейчас возглавляет Совет директоров «Алтыналмаса» и входит в число богатейших людей страны с состоянием в 365 млн долларов США. Про его бизнес-империю мы рассказывали здесь.
★ Муслим Умирьяев и Шалкар Нуртлеуов
АО «Кокшетауские минеральные воды» позиционирует себя крупнейшим в стране производителем природной минеральной воды, напитков и алкогольной продукции на её основе. Основной продукт – вода Turan из месторождения Кусколь, участок Букпа близ Кокшетау. Предприятие входит в группу Asia Waters (ТОО «Азия Су Компаниясы»). В 2023 году компания перечислила налоговикам 12,4 млрд тенге (с 2015 года – 90,3 млрд тенге).
Конечными бенефициарами производителя минеральной воды выступают, как мы уже писали, Шалкар Нуртлеуов и Муслим Умирьяев. Первый приходится родным братом нынешнему заместителю премьер-министра – министру иностранных дел Мурату Нуртлеу. Умирьяев же в прошлом занимал должность вице-министра сельского хозяйства. В 2014 году его осудили за крупную взятку и приговорили к десяти годам заключения, однако уже в 2016 году дело переквалифицировали, уменьшили срок, а затем и вовсе заменили неотбытую часть наказания ограничением свободы.
Согласно последней отчётности, в 2022 году компания получила прибыль в размере 520 млн тенге (+8% за год), выручка от реализованной продукции достигла 12,3 млрд тенге (+67%). Основная статья доходов – продажа алкогольной продукции, в частности, водки под брендом «Хаома». Основной покупатель – ТОО «Global Beverages». Этой компанией владеет и руководит сам Умирьяев. Мы писали о её активах, когда анализировали отечественный рынок крепких спиртных напитков.
Контракты с государственными органами и нацкомпаниями принесли предприятию уже почти 500 млн тенге. В прошлом году, например, стоимость таких договорённостей достигла 168,4 млн тенге. В тройку основных заказчиков воды вошли учебно- оздоровительный центр «Балдаурен» в Акмолинской области, «Казахойл Актобе» и «KMG-Security». Аппарат правительства, в котором трудится Мурат Нуртлеу, в этом году уже закупил воды у компании «Кокшетауские минеральные воды» на 6,3 млн тенге, Управление делами президента – ещё на 4,3 млн тенге.
★ Александр Москаленко
АО «Степногорский подшипниковый завод» – ещё один региональный лидер по сумме уплаченных в прошлом году налогов. Речь идёт о 7,1 млрд тенге (с 2015 года – 40,5 млрд тенге). Предприятие выступает крупнейшим в стране производителем подшипников для железнодорожных, вагоноремонтных, горнодобывающих, металлургических и химических предприятий.
Четыре дочерние компании завода за 2023 год перевели в органы госдоходов ещё 423,4 млн тенге. Они официально специализируются на производстве химических продуктов, деревянной тары, товарного бетона, пуске и наладке смонтированного оборудования, прочих строительных работах, уборке зданий и чистке промышленных машин.
Согласно аудиторской отчётности за 2022 год, единственным владельцем группы компаний является россиянин (и обладатель кипрского паспорта) Александр Москаленко. До начала прошлого года он владел также АО «Европейская подшипниковая корпорация». Это крупнейший в России производитель подшипников, в структуру которого ранее входил и степногорский завод. ЕПК, как стало известно журналистам, было продано неким портфельным инвесторам, сумма сделки не разглашалась. Позже предприятие попало под американские санкции.
По итогам позапрошлого года валовая прибыль степногорского завода составила 11,7 млрд тенге (четырёхкратный рост за год). Мощность предприятия – в пределах 2 млн подшипников в год. Как рассказывал в 2021 году тогдашний гендиректор компании, порядка 10-11% от общего объёма продукции полностью покрывает потребности местного рынка, остальное идёт на экспорт.
54-летнего Москаленко с Казахстаном не связывает ничего, кроме бизнеса. Он учился в Москве и до производства подшипников более десяти лет проработал на разных должностях в администрации Чукотского автономного округа. С 2022 года в республике, кроме завода, ему напрямую принадлежит ТОО «Торговый дом СТПЗ», которое занимается реализацией подшипников. С 2015 года компания уплатила налогов на 2,5 млрд тенге.
★ Серик Толукпаев
ТОО «Макинская птицефабрика» – крупнейшее аграрное предприятие области. В 2023 году компания уплатила налогов на 4,9 млрд тенге (с 2015 года – 17,4 млрд тенге), что является рекордом за последние годы. В Акмолинской области зарегистрирована и строительная корпорация «Сарыарка», которая за последние десять лет перевела в органы госдоходов ещё почти 1,8 млрд тенге. Обе компании входят в холдинг AITAS.
Конечной контролирующей стороной группы компаний, имеющей активы в разных регионах страны, выступает бизнесмен Серик Толукпаев. Он входит в число богатейших бизнесменов Казахстана с состоянием в 217 млн долларов США. Согласно отчётности, по итогам 2022 года AITAS получил прибыль в размере 22,5 млрд тенге (+56% за год), а выручка по договорам с покупателями достигла 97 млрд тенге (+32%).
Макинская птицефабрика с 2018 года производит охлаждённое мясо бройлера под брендом «Кус&Вкус» и в прошлом году завершила строительство третьей очереди проекта. Мощность переработки куриного мяса – 85 тыс. тонн мяса в год – теперь позволяет ей претендовать на позицию крупнейшей в Центральной Азии. В целом же предприятие состоит из 17 производственных объектов и одно покрывает около 30% потребности казахстанцев в мясе курицы.
При этом птицефабрики AITAS являются чуть ли не единственными в республике экспортёрами куриного мяса за рубеж, рассказывал в прошлогоднем интервью Толукпаев. Речь идёт менее чем о 10% продукции и таких направлениях, как Россия, Узбекистан и Кыргызстан.
Макинская фабрика регулярно пользуется государственной поддержкой: в 2016, 2020 и 2021 годах были заключены соглашения об открытии трёх кредитных линий с АО «Банк Развития Казахстана». Так, третья очередь обошлась последнему в 16,9 млрд тенге. Всего же инвестиции в проект составили, включая частные средства инвесторов, 73,5 млрд тенге. Помимо этого, компания до 2026 года освобождена от корпоративного подоходного налога, а также получает прямые субсидии от государства.
★ Транснациональные промышленные гиганты
АО «Altyntau Kokshetau»
Бенефициары (на конец 2022 года): швейцарская Glencore International AG (69,74%), АО «НГК «Тау-Кен Самрук» (29,82%) и прочие участники (0,44%).
Налоги: 503,5 млрд тенге с 2015 года. Согласно контракту на недропользование, компания также ежегодно перечисляет на развитие социальной инфраструктуры области порядка 22 тыс. долларов США.
Предприятие – подразделение ТОО «Казцинк» – добывает золотосодержащую руду на крупнейшем в республике Васильковском месторождении, а затем перерабатывает её в золотой концентрат на собственной обогатительной фабрике. Как писали СМИ в прошлом году, большая часть запасов месторождения уже отработана. В 2026 году здесь планируют закончить открытые горные работы и начнут перерабатывать забалансовые руды со складов компании.
Согласно отчётности за позапрошлый год, совокупный доход компании составил 173,2 млрд тенге (+6% за год), выручка от реализации готовой продукции – 339,7 млрд тенге (+9%).
ТОО «Семизбай-U»
Бенефициары (на конец 2023 года): АО «НАК «Казатомпром» (51%), оставшиеся 49% – у Китайской национальной ядерной энергетической группы.
Налоги: более 77 млрд тенге с 2015 года. Также в 2021-2023 годах на социально-экономическое развитие Акмолинской области компания перечислила 65,8 млн тенге.
Предприятие занимается разработкой двух урановых месторождений. Одно из них – Семизбай – находится в Акмолинской области. Промышленная добыча здесь ведётся с 2009 года. Из отчёта «Казатомпрома» за прошлый год следует, что на месторождении Семизбай специалисты сейчас также оценивают потенциал извлечения золота, металлов платиновой группы и редкоземельных металлов из отработанных урановых блоков.
В прошлом году компания произвела 963 тонны закиси-окиси урана. Её годовая прибыль составила 32,5 млрд тенге (+30% за год), выручка от продажи продукции – 70,8 млрд тенге (+27%).
ТОО «Степногорский горно-химический комбинат»
Бенефициары (на конец 2022 года): АО «Логистический центр ЯТЦ» (99,9%), АО «Ураниум Уан Груп» (0,01%). Обе компании входят в контур госкорпорации «Росатом».
Налоги: более 15 млрд тенге с 2015 года.
Базой комбината выступает гидрометаллургический завод, на котором производится закись-окись урана и флотационный медный концентрат. На заводе перерабатывается руда, в частности, с медно-молибденового месторождения Кызылту, расположенного в Акмолинской области (компания входит в число «дочек» комбината). Однако интерес россиян к этому активу едва ли был продиктован производственными мощностями завода – комбинат выступает совладельцем расположенного на юге страны Буденовского уранового месторождения. Напомним, что свою долю в месторождении «Росатому» в 2022 году продали сын казахстанского олигарха Александра Клебанова – Яков Клебанов, и его бизнес-партнёр, российский миллиардер Василий Анисимов.
Из последней отчётности следует, что компания по итогам 2022 года получила убыток в размере 7,2 млрд тенге. При этом доходы от реализации услуг составили за тот же период 14,9 млрд тенге (+65%).
Подписаться на @Shishkin_like