top of page
Фото автораShishkin_like

Кто зарабатывает в легпроме РК



В мире лёгкая промышленность считается одной из ведущих отраслей экономики. При относительно небольших вложениях она даёт быструю отдачу, динамичную оборачиваемость капитала и положительно влияет на занятость населения. Однако в Казахстане отрасль развивается слабо, а спрос практически полностью покрывается за счёт импорта (он составляет более 90% и в последние годы только растёт).


По данным QazIndustry, которые приводит Energyprom.kz, в 2023 году доля казахстанской продукции легпрома в общем объёме продаж уменьшилась до 6,5%. Если говорить о конкретных товарах, то по носкам, чулкам и колготкам отечественные производители покрывают 4,1% рынка (в денежном выражении), по обуви – 3,7%, по нижнему белью – 1,2%. Лучше всего дело обстоит с коврами, на этом рынке местные производители занимают долю в 26,1%. При этом общий объём внутреннего рынка одежды, обуви и другого текстиля оценивался в 1,5 трлн тенге (2022 год).


Сдержать регресс в отрасли пытаются мерами господдержки. На днях Министерство промышленности и строительства сообщило о том, что инвестиции в основной капитал легпрома в январе-ноябре 2023 года составили 25,6 млрд тенге, что в 4,3 раза больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Но производители господдержкой недовольны и считают, что инвестиционная политика в сфере лёгкой промышленности позволила импортной продукции занять доминирующее положение.


В основном предприятия легпрома существуют за счёт госконтрактов и корпоративных заказов. К примеру, 80% швейных фабрик работают в корпоративном сегменте (B2B), который включает и долю госзаказа (B2G), – отшивают рабочую одежду для нефтегазовой и других отраслей, выполняют оборонный заказ. Нередко госзакупки в отрасли оборачиваются скандалами, достаточно вспомнить дело о некачественной экипировке спортсменов для Азиады, которое сейчас расследует АФМ.


В этом материале мы рассмотрели несколько крупных предприятий легпрома – кто ими владеет, сколько и на чём они зарабатывают, и в какой степени зависят от госзаказа.


ТОО «Glasman»

Бренды: Glasman, Glasman uniform

 

Бенефициары: братья Хилажевы – Анвар и Валентин

Налоги: 5,9 млрд тенге с 2015 года (из них более 1 млрд тенге в 2023 г.)

Сумма госконтрактов: 1,3 млрд тенге (342 контракта)


История компании началась в 1998 году, когда две швеи-надомницы стали шить классические костюмы. Официально ТОО «Glasman» было зарегистрировано в мае 2007 года тремя братьями Хилажевыми – Валентином, Анваром и Олегом (спустя восемь лет Олег Хилажев из бизнеса вышел). Руководит компанией 16 лет подряд Анвар Хилажев. Предприятие расположено в Талгаре.


По данным Adata.kz, компания участвует в госзакупках с 2011 года. Крупнейший заказчик – АО «Эйр Астана» (общая сумма контрактов – 935,7 млн тенге). Glasman отшивает для национального авиаперевозчика униформу, в том числе пальто, платья, рубашки, брюки и т.д.


Солидную часть доходов Glasman получает от пошива и продажи школьной формы. Летом 2020 года, когда форму отменили из-за коронавируса, компания заявляла о «колоссальных убытках». В частности, говорили, что без школьной формы план продаж в июле 2020 года был выполнен только на 8%.


Glasman продаёт продукцию через собственные магазины, которые по документам принадлежат старшему брату Валентину Хилажеву. Его ТОО «Glasman Trade» c 2015 года выплатило налогов на 2,7 млрд тенге (519,2 млн тенге в 2023 году).


Анвар Хилажев также является учредителем ТОО «Balkhi» (деятельность по предоставлению комплексных офисных административных услуг) и ИП Хилажев А.О. В 2016 году вместе с Азаматом Джумадиловым и Александром Стрелецким он подал иск на Департамент юстиции Алматы. Мужчины требовали убрать с улиц Алматы баннеры «Папа, заплати алименты» и «Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им», так как они дискриминируют мужчин. Позже Хилажев отказался от исковых требований, а Джумадилов и Стрелецкий суд в итоге проиграли.


ТОО «Бал-Текстиль»


Бенефициары: Талгат Исхахов, Баян Искаков, Багдат Жунисбек и ООО «БТ Бал» (Турция)

Налоги: 4,5 млрд тенге с 2015 года (725,8 млн тенге в 2023 г.)

Сумма госконтрактов: 5 млн тенге (1 контракт)


Одна из крупнейших в Центральной Азии фабрик по производству ковров и ковровых изделий. Производство находится в Шымкенте.


В прошлом учитель казахского языка и литературы Талгат Исхахов приобрёл фабрику в 2012 году. Тогда его бизнес-партнёрами стали брат Баян Искаков и турецкая компания «Картал текстиль». Три года назад в состав учредителей вошёл Багдат Жунисбек, а место «Картал текстиль» заняло ООО «БТ Бал».


До 2014 года дела у компании шли не очень хорошо, но ситуация изменилась после визита на фабрику экс-президента РК Нурсултана Назарбаева, который, как пишут на сайте компании, «дал высокую оценку качеству выпускаемой продукции». После компания наладила экспорт ковров в страны СНГ и Европы, а в 2015 году заключила контракт на производство ковров для IKEA.


По данным Adata.kz, у ТОО «Бал-Текстиль» есть только один госконтракт – на поставку ковролана для алматинского Дворца школьников (сумма – около 5 млн тенге).


ТОО «Azala Textile»


Бенефициар: Дильфуза Аширепбаева

Налоги: 2,8 млрд тенге с 2015 года (из них 207 млн в 2023 г.)

Сумма госконтрактов: 147,2 млн тенге (192 контракта)


Фабрика расположена в Шымкенте, специализируется на производстве тканей, а также шьёт спецодежду и другие текстильные изделия (полотенца, постельное бельё). Месяц назад директор предприятия Бекет Турсынханов говорил, что дела у фабрики идут не очень, и ей не выжить без доступа к оборонному заказу или заказу крупных нацкомпаний, например, «КТЖ». Косвенно это подтверждается и данными из бизнес-реестров, в частности, у компании есть проблемы с благонадёжностью – 37 арестов на имущество (на 15.02.24).


По словам Турсынханова, в 2023 году государственный оборонный заказ составил 28 млрд тенге, из которых Azala Textile могла бы претендовать на 5-6 млрд. Однако швейным предприятиям выгоднее покупать ткани в Китае, России или Узбекистане, а не у казахстанской фабрики. В качестве решения проблемы Турсынханов предлагает изменить законодательную норму, а именно – увеличить долю казахстанского содержания при закупках товаров госорганами с 30% до 60%.


По данным Adata.kz, наиболее успешным с точки зрения освоения государственных денег для компании был 2020 год. Тогда она заключила 120 контрактов на 115 млн тенге, многие из них – на нужды здравоохранения.


ТОО «КазСПО-N» (казахстанская современная профессиональная одежда – NEW)

Бренды: Zibroo, Alerma


Бенефициар: Елена Свечникова

Налоги: 1,6 млрд тенге с 2015 года (из них 206,3 млн в 2023 г.)

Сумма госконтрактов: 1,4 млрд тенге (251 контракт)


История компании началась в 1996 году с пошива в домашних условиях спецодежды для иностранной нефтяной компании. 20 лет спустя владелица бизнеса Елена Свечникова в интервью Forbes.kz говорила, что 90% её клиентов – это иностранные компании, а также указывала среди заказчиков АО «Интергаз Центральная Азия», ТШО, Назарбаев Интеллектуальных школы. По её словам, горнолыжные костюмы под брендом Zibroo заказывал в числе прочих и российский «Газпром».

 

Производство находится в Алматы. По данным Adata.kz, ТОО участвует в госзакупках с 2015 года. Заказчики – различные подразделения Министерства туризма и спорта, региональные управления физической культуры и спорта, спортивные школы, а также «Эйр Астана».

 

В сентябре 2023 года компания оказалась втянута в скандал, связанный с производством экипировки для сборной Казахстана на Азиатских играх в Ханьчжоу. Тогда спортсменка Алина Саркулова пожаловалась на качество спортивной формы и показала свою порванную футболку. Большую часть тендеров на пошив спортивной формы для Азиады (в том числе на футболки-поло) выиграло именно ТОО «КазСпо-N». Владелица компании пояснила, что майка изготовлена из 100-процентного турецкого хлопка, а дырочка на рукаве, которую показала спортсменка, – это не производственный брак, а результат механического воздействия.

 

На днях в АФМ сообщили, что в отношении должностных лиц Дирекции развития спорта при Министерстве туризма и спорта начато досудебное расследование по факту хищения денежных средств в особо крупном размере. Речь как раз шла об экипировке для Азиады, но не о футболках, а о кроссовках и рюкзаках – их поставщиком была другая компания.

 

ТОО «ПК «АГФ Групп»


Бенефициары: супруги Гаухар и Фатхулла Насыровы, Гульнара Бартли

Налоги: 1 млрд тенге с 2015 года (из них 122,7 млн тенге в 2023 г.)

Сумма госконтрактов: 99 млн тенге (3 контракта)


Предприятие расположено в Шымкенте, в СЭЗ «Оңтүстік», и занимается пошивом постельного белья. В 2015 году компания заключила договор на поставку постельного белья для российских магазинов IKEA, в 2019 году объём поставок составлял 200 тыс. изделий в месяц. В 2022 году в интервью Forbes.kz Гаухар Насырова говорила, что после ухода IKEA из России производственные мощности фабрики загружены всего на 5%, а потери исчисляются миллионами тенге. Однако по налоговым отчислениям компании этого не скажешь – в 2021-22 годах они были 104-106 млн тенге, а в 2023-м выросли ещё почти на 20 млн.


В 2021 году «АГФ Групп» участвовала в госзакупках – у неё было два контракта на пошив простыней для учреждений уголовно-исполнительной системы Шымкента на общую сумму около 100 млн тенге.

 

ТОО «Mimioriki»

Бренд: Mimioriki


Бенефициар: Инна Апенко

Налоги: 584 млн тенге с 2015 года (из них 125 млн тенге в 2023 г.)

Сумма госконтрактов: 50 млн тенге (216 контрактов)


Бренд детской одежды Mimioriki Инна Апенко создала на базе швейной фабрики Textiline, которой владеет её отец Сергей Апенко. Основное производство расположено в Талгаре. Продукцию компания продаёт через собственные розничные магазины, а в госзакупках после 2021 года не участвовала.


Судя по налогам, сейчас ТОО «Mimioriki» является одним из самых успешных предприятий в орбите семьи Апенко. Ещё одна их прибыльная компания – ТОО «Отраслевой оптовый центр лёгкой промышленности Казахстана «Texti Market» (производство вязаной и трикотажной одежды). Учредители – Сергей Апенко и Владимир Хохман. Налоги с 2015 года – 816 млн тенге (129,8 млн в 2023 году). До 2022 года у компании было 10 госконтрактов на сумму 109,3 млн тенге.


По данным бизнес-реестров, в активах Сергея Апенко ещё 13 компаний разного рода деятельности. У самой Инны Апенко есть ещё ТОО «Global Nomads», которое продаёт одежду одноименного бренда (соучредитель – Андрей Бурматиков, налоги – 60,6 млн тенге с 2023 года).


В бизнесе также задействован брат Инны Апенко, Сергей Апенко-младший. Он руководит некоторыми семейными предприятиями, а также является учредителем собственных компаний, не связанных с лёгкой промышленностью, – ТОО «Сарыарка Вкус Март» (торговля продуктами питания) и ТОО «M Coffee» (деятельность ресторанов).


ТОО «Большевичка»


Бенефициары: Арсен Жетписпаев и Анатолий Чуйко

Налоги: 570,9 млн тенге с 2023 года

Сумма госконтрактов: 897,5 млн тенге (354 контракта)


Фабрика расположена в Костанае и является одним из старейших предприятий города (она была эвакуирована в Казахстан из Херсона во время ВОВ). Специализируется на выпуске спецодежды. В 2019 году «Большевичку» посетила правительственная делегация во главе с тогдашним премьером Аскаром Маминым. Местные СМИ тогда писали, что один из членов делегации купил костюм для активного отдыха за 9800 тенге.


«Большевичка» активно участвует в госзакупках. Крупнейшие заказчики: отдел образования Костаная (контракты на 162,8 млн тенге), МВД РК (153,6 млн тенге), АО «Эмбамунайгаз» (129,5 млн тенге).


В 2022 году на международной выставке «ИННОПРОМ» совладелец фабрики Арсен Жетписбаев заявил, что «Большевичка» готова поставлять на российский рынок бронежилеты и противоосколочные костюмы, которые выпускает с 2019 и 2020 годов. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин обещал рассмотреть этот вопрос.


Арсен Жетписпаев также является учредителем ТОО «Арвик Телеком» (проводная телекоммуникационная связь и розничная торговля) и ТОО «Жолтуар» (аренда и эксплуатация недвижимости). Второй владелец фабрики, Анатолий Чуйко, числится руководителем ТОО «Арвик Телеком» и владеет ИП по оптовой торговле телекоммуникационным оборудованием, мебелью, коврами и другими непродовольственными товарами.


ТОО «Turan Skin»


Бенефициары: семья Исабаевых, Уалихан Бейсенбаев, Диас Тастанбеков, Бауржан Саржанов

Налоги: 345,6 млн тенге с 2015 года (57,2 млн тенге в 2023 г.)

Сумма госконтрактов: 1 млрд тенге (872 контракта)

 

Компания находится в Шымкенте и существует на рынке больше 20 лет. Занимается дублением и выделкой кожи. Самый старший из её учредителей, Пахретдин Исабаев, раньше возглавлял Ассоциацию уйгуров Шымкента. Ещё один из учредителей, Бауржан Саржанов, был руководителем территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства по Шымкенту.


До 2022 года предприятие активно участвовало в госзакупках и успело заключить без малого 900 контрактов (включая допсоглашения). Оно поставляло спортивную обувь, кроссовки, ботинки и другие товары из кожи в школы, спортивные организации, а также воинские части Туркестанской области.


ТОО «Абайская швейная фабрика»

Бренды: Saryarqa, Abai


Бенефициары: супруги Нурхан Жумабеков и Ирина Малюк

Налоги: 136,9 млн тенге с 2015 года (26,8 млн в 2023 году)

Сумма госконтрактов: 86,2 млн тенге (112 контрактов)


Об этом предприятии мы писали в обзоре бенефициаров Карагандинской области. Бывший адвокат Нурхан Жумабеков выкупил фабрику в 2019 году и, по его словам,

вложил в ремонт порядка 200 млн тенге. Изначально компания называлась ТОО «Стежок» и представляла собой небольшой швейный цех, который принадлежал тёще Жумабекова Нине Малюк. В 2023 году владельцы приняли решение развивать бизнес под историческим названием (в советское время Абайская швейная фабрика была важным предприятием региона и по объёмам производства уступала только металлургическому комбинату).


Сейчас фабрика выпускает спецодежду, постельное бельё, куртки, спортивную одежду. В госзакупках участвует, но в последние годы не очень активно. В 2023 году у компании было всего 4 контракта (и 6 допсоглашений) на сумму 4,9 млн тенге. Все они на услуги по обучению швей.


Кроме лёгкой промышленности, у Нурхана Жумабекова есть интересы и в других областях. По данным бизнес-реестров, он является учредителем или соучредителем ещё восьми компаний, в их числе – Федерация парусного спорта яхт-клуб «Водный мир». Ранее был руководителем ОФ «Клуб бардовской песни «Марианна» (сейчас бездействует).

 

Ирина Малюк также является учредителем или соучредителем ещё в четырёх компаниях. В их числе – РОО «Движение экономического национализма», которое возглавляет Айбек Барысов.


Подписывайтесь на @Shishkin_like





Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page