Строительство и ремонт дорог – это гигантский рынок и весьма прибыльное мероприятие по освоению бюджетных средств. Мы уже писали о «чемпионах бордюрной экономики» - компаниях, которые получают самые «жирные» контракты на благоустройство алматинских улиц. В этом материале мы решили поближе рассмотреть еще одно из звеньев огромной цепи – производство дорожных знаков.
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК в среднем в стране изготавливается 40-50 тысяч дорожных знаков в год. Учитывая, что минимальная стоимость одного знака – около 5000 тенге, то годовой объем рынка по самым скромным подсчетам можно оценить в 200-250 млн тенге.
Из полусотни компаний, которые работают на этом поприще, мы выбрали шесть. У них самые крупные контракты с госпредприятиями, в том числе с «новым старым» оператором республиканских и международных дорог АО «НК «ҚазАвтоЖол».
ТОО «Компания Тенгиз+»
Работает с 2000 года, базируется в Астане. Среди постоянных клиентов государственные и частные организации: РГП «Казахавтодор», ТОО «Казахдорстрой», ТОО «ҚазАвтоЖол», ТОО «Акмолатранстехмонтаж», ТОО «Todini Central Asia, ТОО «Жiбек жолы Астана XXI» и др.
По данным самой компании, она ежегодно поставляет 30-40 тыс. стандартных знаков, до 8 тыс. кв. м знаков индивидуального проектирования, 30 тыс. сигнальных столбиков.
В 2013-2015 годах компания была поставщиком для участка автодороги «Западная Европа-Западный Китай» длиной свыше 1500 км, а также для автодорог Алматы-Капшагай, Шымкент-Ташкент, Астана-Павлодар, Астана-Караганда.
Налоговые отчисления с 2015 года — 340,1 млн тенге. Является участником госзакупок, общая сумма заключенных контрактов (всего их было 84) — 179,6 млн тенге, из них в 2023 году — 20,8 млн тенге. Крупнейший заказчик - ТОО «КАЖСервис», на него приходится 87% всех контрактов компании на 156,4 млн тенге. ТОО «КАЖСервис» - «дочка» АО «НК «ҚазАвтоЖол», осуществляет деятельность по организации строительства, реконструкции, ремонта, платного движения и содержания автомобильных дорог (участков) общего пользования международного и республиканского значения.
По данным Adata.kz, учредителями «Компании Тенгиз+» являются братья Берик и Еркен Жолдасбековы через ТОО «СпецТрейдТМ» (строительство дорог и автомагистралей, аренда и управление собственной недвижимостью).
Берик Жолдасбеков возглавляет ОЮЛ «Союз организаций по безопасности дорожного движения». Имя его брата Еркена фигурировало в статье Total.kz, посвященной коррупционным схемам при заключении контрактов на нанесение дорожной разметки в 2017 году в Астане. Тогда ТОО «СпецТрейдТМ» заключило договор из одного источника по несостоявшемуся конкурсу на сумму 33 млн тенге, а через полгода заключило допсоглашение по тем же закупкам на 1,5 млрд тенге. При этом объем работ, указанный в технических спецификациях основного договора и дополнительного соглашения, остался без изменений.
ТОО «Востоктранссигнал»
Компания зарегистрирована в 1992 году, расположена в Усть-Каменогорске. Преемник советского предприятия «Специализированное Монтажно-эксплуатационное Управление ГАИ». По данным Adata.kz, вид деятельности ТОО — эксплуатация автомобильных дорог, аренда и управление собственной недвижимостью. Также компания оказывает услуги по изготовлению и установке дорожных знаков, нанесению разметки, установке и техобслуживанию светофоров и т.д.
Долгое время, с 2000 по 2017 годы, главой компании был Нуралы Жуватканов, бывший сотрудник управления уголовного розыска УВД ВКО. Затем компанией руководила его супруга Турсунча Жуватканова, с 2020 года руководителем и учредителем является их сын Азамат Жуватканов.
Налоговые отчисления ТОО «Востоктранссигнал» с 2015 года составляют 174,7 млн тенге. Является участником госзакупок с 2017 года. Сумма контрактов превышает 490 млн тенге, в том числе в 2022 году — 28,9 млн тенге, в 2023 году — более 10 млн тенге. Крупнейший заказчик (361,1 млн тенге) - ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорск». Все контракты (всего их было 18, до 2020 включительно) были заключены способом из одного источника по несостоявшимся закупкам. Услуги, которые ежегодно оказывала компания городу - установка и замена светофорных объектов, обеспечение безопасности дорожного движения (в том числе работы по установке знаков).
В марте 2022 года ТОО «Востоктранссигнал» вместе с другими предпринимателями обращалось в прокуратуру Усть-Каменогорска с жалобой – они не получили оплату по договорам госзакупок. По словам Жуватканова, в результате этого у компании образовалась задолженность по налогам и кредитным обязательствам. В данное время, по данным Adata.kz, компания в числе должников не значится.
ТОО «Атыраудорзнак»
Компания была зарегистрирована в 2007 году, виды деятельности – нанесение дорожной разметки, изготовление дорожных знаков, обслуживание светофоров. Основатель и единственный руководитель компании – Николай Белкин.
Налоговые отчисления с 2015 года – 340,5 млн тенге. Компания является участником госзакупок - она заключила 55 контрактов на общую сумму 1,4 млрд тенге. Крупнейший заказчик – ГУ «Городской отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции». На него приходится почти 95% договоров на сумму 1,3 млрд тенге с 2016 по 2023 годы.
В этом году ТОО «Атыраудорзнак» заключило два госконтракта. Первый - с тем самым городским отделом жилищно-коммунального хозяйства на разметку автодорог в Атырау (сумма - 168 млн тенге, способ закупки – открытый конкурс). Второй - с аппаратом акима г. Кульсары на разметку автодорог в Кульсары (сумма - 8,9 млн тенге, способ закупки - из одного источника путем прямого заключения договора).
ТОО «Альмерия»
На рынке с 2005 года, базируется в Алматы. Занимается производством дорожных и железнодорожных знаков, металлоконструкций, заграждений для скота, знаков безопасности.
Согласно Adata.kz, учредитель компании с 2012 года — Марина Машина. Налоговые выплаты с 2015 года составляют 487,7 млн тенге.
Участник госзакупок с 2012 года, общая сумма контрактов — 179,8 млн тенге. 95,6% всей суммы контрактов компании (717,9 млн тенге) обеспечивает также ТОО «КАЖСервис».
ТОО «Алекс Астана»
Компания основана в 2010 году, имеет собственные производственные базы в Астане и Алматы. Учредитель и руководитель — Айбек Дуненкулов.
Налоговые отчисления с 2015 года составляют 269,8 млн тенге, при этом самым доходным был 2021 год. Тогда компания выплатила в бюджет 86,8 млн тенге, но с тех пор прибыль, судя по всему, пошла на спад. По данным сервиса Adata.kz сейчас у компании большие долги по налогам и таможенным платежам, по исполнительным производствам, наложен арест на банковские счета, а также арест на долю учредителя.
До 2021 года компания являлась участником госзакупок: заключила 139 контрактов на общую сумму 201,6 млн тенге. 57% от суммы контрактов обеспечивало ТОО «КАЖСервис» (на 115,4 млн тенге,), а 24,4% (47,3 млн тенге) – ГКП на ПХВ «Онтустiк жолдары» Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Туркестанской области.
ТОО «Тракт Сервис»
Основано в 2009 году в Костанае. Учредители — Лилия Дирксен и ТОО «Рембыттехника», также принадлежащее семье Дирксен. Руководитель — возможный супруг владелицы Антон Дирксен. Налоги с 2015 года — 50,8 млн тенге.
Компания является участником госзакупок с 2012 года. Общая сумма более 200 контрактов — 34,6 млн тенге, в том числе в 2022 году — 7,3 млн тенге, в 2023 году — 6,5 млн тенге. 27,5% от общей суммы контрактов обеспечило КГП «Костанайское межрайонное дорожно-эксплутационное предприятие «Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области» в этом году.
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития в пятерку крупнейших изготовителей дорожных знаков по стране также входит алматинское ТОО «Завод дорожных знаков». Но, согласно adata.kz, в 2021 году компания сменила вид деятельности с производства легких металлоконструкций на аренду и управление собственной недвижимостью. Кроме того, ТОО никогда не являлось участником госзакупок.
Стоимость дорожных знаков зависит от их вида, размера и качества применяемых материалов, в том числе светоотражающей пленки, толщины металла, оцинковки, способа крепления, наличия светодиодной подсветки и т.д. Не все казахстанские производители публикуют подробные прайс-листы на свою продукцию в открытом доступе, чаще всего стоимость рассчитывается индивидуально.
👉 Мы изучили прайсы казахстанских и зарубежных производителей дорожных знаков, которые нашли в открытом доступе, и сравнили цены. В качестве примера взяли предупреждающий знак треугольной формы типоразмера 2 (900 на 900 мм, согласно ГОСТу предназначен для автодорог с расчетной скоростью движения 600-100 км/ч).
Минимальная стоимость такого знака у казахстанских производителей в среднем составляет 5050 тенге. У российских – 1055 рублей (5064 тенге по текущему курсу). Украинские производители продают такой знак по 500 гривен за штуку (6 140 тенге). На сайте alibaba.com предупреждающие знаки китайского производства можно заказать от 400 тенге за штуку.
В апреле этого года сообщалось, что Минтранс Кыргызстана запустил цех по производству дорожных знаков, стоимость которых будет на 12% ниже, чем у частных компаний. Цены на продукцию этого предприятия найти не удалось.
Между тем, в 2020 году гендиректор Национального центра качества дорожных активов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Замир Сагинов заявил, что компании по изготовлению дорожных знаков нужно снова лицензировать. Он сообщил, что при изготовлении дорожных знаков в Казахстане используются некачественные материалы, что может приводить к аварийным ситуациям на дорогах. Тогда из проверенных 5 тысяч знаков 46% не соответствовали нормам.
Подписаться на @Shishkin_like
Comments