4 681 330 – именно столько диких животных и птиц разрешено «изъять» в Казахстане с 15 февраля 2024 по 15 февраля 2025 года. Подобные лимиты Министерство экологии и природных ресурсов утверждает ежегодно.
Из почти 3,7 млн птиц, разрешённых министерством к отстрелу, 1,8 млн – дикие утки. А вот сайгу в этом году можно «изымать» только в научных целях (5062 животных). Фонд-бюро расследования коррупции (ФБРК) недавно выяснил: на прошлогодний отстрел 43,5 тыс. этих представителей мамонтовой фауны государство потратило как минимум 319 млн тенге и при этом получило около 11 тыс. банок тушенки по 1000 тенге. В ноябре неизвестно откуда взявшиеся сайгачьи рога стоимостью 2 млрд тенге изъяли в Аксу, в марте – уже на границе в области Жетысу, оценочная стоимость контрабанды – 3,5 млрд тенге. При этом государство и само планировало заработать на таком экспорте.
Впрочем, в сегодняшнем материале речь пойдёт о бизнесменах в сфере легальной охоты. Среди них есть богатейшие предприниматели страны из списка Forbes.kz, а также государственные деятели, мажилисмены и общественники (в том числе, из партии зелёных). Предполагаем, что в нашу выборку попали далеко не все охотники из высшей отечественной бизнес-лиги. Также неизвестно, находятся ли угодья, о которых пойдёт речь ниже, в аренде или в собственности упоминаемых «охотников».
Общие данные
Площадь охотничьих угодий в Казахстане составляет 143,6 млн га (52% территории страны). Охотничий тур для иностранцев может обойтись под 20 тыс. долларов (в сумму не входят авиабилеты, чаевые, экскурсии, плата за упаковку и транспортировку основного трофея и оплата дополнительных трофеев). Для граждан Казахстана дело обходится дешевле. Например, охота на краснокнижного марала будет стоить 50 тыс. тенге (стоимость разрешения за пользование животным миром) плюс 2 млн тенге (плата за трофей) – такой ценник у одного охотхозяйства из нашего списка.
В целом, все правила охоты (разрешения, документы) изложены в соответствующем приказе Министерства сельского хозяйства. Например, нужно иметь удостоверение охотника, для чего необходимо обучиться охотничьему минимуму (стоимость – 17 тыс. тенге).
В стране действует множество профильных общественных объединений. Основные: Республиканская Ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Табигат» и Республиканская Ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар». Первой руководит 50-летний бизнесмен Кажым Джумалиев, за которым числится несколько «охотничьих» ТОО и специализированных магазинов. Известно, что его предприятие когда-то организовывало трофейные охоты в Алтын-Эмеле.
«Кансонаром» руководит 67-летний Мурат Кабылбеков, у которого, судя по информации из бизнес-реестров, нет коммерческих предприятий, связанных с охотой.
«Буланды мекен» и «Интисар-инвест», связанные с Тимуром Кулибаевым
Руководителем обеих компаний является Кенжеболат Айткужин, а учредителем – ТОО «Petroleum operating». Эксперты топливного рынка связывают его с Тимуром Кулибаевым, также эта связь прослеживается через историю учредителей компании.
ТОО «Буланды мекен» контролирует охотхозяйство «Элэн». Оно расположено в Буландинском районе Акмолинской области на площади около 88,8 тыс. га. Находятся эти земли в аренде или в собственности ТОО, неизвестно.
Мы уже писали об этом предприятии в обзоре бизнес-империи Тимура Кулибаева. С одной стороны, хозяйство занимается разведением редких видов животных и ловит браконьеров на своей территории, а с другой – организует охоту и проживание для желающих. С 2015 года компания перечислила на счета органов госдоходов 483,7 млн тенге.
Темиртауское общество охотников и рыболовов информирует, что за ТОО «Интисар-Инвест» закреплены охотхозяйства Актау, Кызылтауское и Шалгинское. Кроме того, как мы уже рассказывали, компания имеет разрешение на «пользование животным миром» в Туркестанской области и занимается пресноводным рыболовством. Ресурс Agroinfo.kz сообщал о намерении компании создать питомник по разведению редких хищных птиц в Кызылординской области на базе охотхозяйства Шубарколь. Налоги: 640,6 млн тенге с 2015 года.
Охотничьи угодья «Казахмыса»
У этой крупнейшей казахстанской компании по добыче и переработке меди и других полезных ископаемых тоже есть охотугодья – Казахмыс и Баракколь, которые располагаются в Карагандинской области. Через АО «Kazakhmys Copper» компанию контролируют Владимир Ким, у которого доля 70%, и Эдуард Огай – 30%. Согласно real-time рейтингу Forbes, состояние Кима равняется 3,6 млрд долларов.
Даулет Турлыханов как ИП
Охотугодья, связанные с бизнесменом, мажилисменом, президентом Федерации греко-римской, вольной и женской борьбы Казахстана располагаются в Астраханском районе Акмолинской области (хозяйство Шункырколь 44,5 тыс. га). На момент написания материала, по данным Adata.kz, у ИП есть задолженность по налогам и таможенным платежам – 417,6 тыс. тенге.
Супруга Даулета Турлыханова, Гулнара Турлыханова, владеет ТОО «Корпорация Danake», к которому относится, либо относилось охотхозяйство Казанколь (Панфиловский район нынешней Жетысуской области). Отметим, что основной профиль компании с охотой не связан. В 2018 году она совместно с китайскими партнёрами готовила к запуску завод по производству тампонажного цемента в Кызылординской области. Издание Kp.kz писало, что у компании три месторождения нерудных материалов на территории области.
Кажым Джумалиев и несколько его компаний
Бизнесмен и бывший советник Имангали Тасмагамбетова, заядлый охотник Кажым Джумалиев «засветился» в бизнесе ещё в 90-х благодаря компании «Самат шоу техник», в которой он является совладельцем. Кроме того, Джумалиев – сопредседатель и член политсовета Казахстанской партии зелёных, появившейся после раскола партии Baytaq, одним из создателей которой он является. Продвигает идеи развития трофейной охоты как средства сохранения природных ресурсов и генерации прибыли. Возглавляемая им Ассоциация «Табигат» уплатила 9,6 млн тенге в виде налогов с 2021 года.
У бизнесмена достаточно «охотничьих» активов:
● ТОО «Pro hunt» – магазин специального снаряжения для охоты, рыбалки и туризма «Мерген» в Алматы, маркет-плейс со сходной тематикой. Налоги: почти 1,5 млрд тенге с 2015 года. Госзакупки: около 2,7 млн тенге с 2017 по 2019 год, в контрактах речь шла о приобретении патронов для спортивного оружия и автоматов, очков и тарелочек для стрельбы. В столице работает ТОО «Pro hunt Astana» (его совладельцы – Кажым Джумалиев и директор «Мергена» Алексей Попов) но, судя по фото из 2gis, магазин на охотничьих товарах не специализируется.
● ТОО «Охотничье-рыболовное хозяйство «Табигат» занимается туристской деятельностью, охотой и отловом, включая предоставление услуг в этих областях. Налоги: 35 млн тенге с 2015 года. У компании есть три госконтракта с АО «НК Kazakh Tourism», заключённых в 2018-2019 годах и связанных с организацией экспедиций по природным объектам. Общая сумма контрактов – 62,8 млн тенге.
● Профиль деятельности TOO «Vip safari service» – охота и отлов, включая предоставление услуг в этих областях. Судя по карте охотхозяйств Алматинской области, за компанией закреплены хозяйства Тасмурын (8,3 тыс. га, Илийский район) и Дардамты (почти 69 тыс. га в Уйгурском районе). Налоги: 22,7 млн тенге с 2015 года.
Как выяснил ФБРК, эта компания фигурирует среди авторов статьи «Стратегия сохранения сайгака в Казахстане», которая была опубликована в Бразильском биологическом журнале и послужила основанием для массового отстрела животных, несмотря на фундаментальные противоречия, допущенные при её написании. В ней, среди прочего, указано, что «антилопы вытаптывают посевы, а на пастбищах поедают всю растительность». Как впоследствии выяснил расследователь Кирилл Павлов, из-за сайги в Западно-Казахстанской области пострадало всего 25 крестьянских хозяйств, а не 1350, и 2,8 тыс. га, а не 3 млн га, как заявляло Министерство экологии.
● В ОО «Казахстанское общество охотников и рыболовов «Табигат» (не путать с одноимёнными Ассоциацией и охотничье-рыболовным ТОО), помимо Джумалиева, ещё 9 учредителей. В ведении ОО несколько охотхозяйств в Алматинской области: Самсы (54,3 тыс. га в Жамбылском районе), Каракастек (89,4 тыс. га, тоже в Жамбылском районе), Торайгыр (37 тыс. га в Кегенском районе), Бартогай (28 тыс. га в Енбекшиказахском районе). Кроме того, на сайте Prohunt.kz в перечне охотхозяйств указаны Актерек (40,7 тыс. га в Жамбылском районе) и Матай (27,4 тыс. га в Кербулакском районе), но относятся ли эти хозяйства к «Табигат» или Vip safari service, непонятно. Налоги: 36,2 млн тенге с 2015 года.
● ТОО «Охотник kz» – одноимённый магазин снаряжения в Алматы. Налоги: 117,4 млн тенге с 2015 года. До 2019 года в активе бизнесмена также была компания Safari.kz.
«Тастау-S» Чингиза Досмухамбетова и Кажыма Джумалиева
К компании имеют отношение охотхозяйства Тастау и Кендырсакал в Алакольском районе Жетысуской области. По информации mega-tour.org, территория Тастау (почти 37 тыс. га) используется исключительно для трофейной охоты. Кроме того, это единственное место в мире, где возможна комби-охота на марала и козерога с трофеями от 13 кг и от 120 см, соответственно. Если так, то, возможно, речь идёт о комбо-предложении для иностранцев стоимостью 17 тыс. долларов за тур на человека, которое мы обнаружили на сервисе для охотников.
Налоговые выплаты: 62,7 млн тенге с 2015 года.
Досмухамбетов – владелец либо совладелец более 20-ти компаний из разных сфер деятельности, от конезаводов до горнорудных. Мы писали о нём в обзоре, посвящённом крупнейшим виноделам Казахстана: вместе с сестрой Алиёй Досмухамбетовой он владеет винзаводом «Гигант». Их мать, Сауле Жумабекова, по информации Adata.kz, владеет гостиничным комплексом «Отрар» в Алматы. Отец, ныне покойный Темирхан Досмухамбетов, работал управляющим делами первого президента РК, занимал должности акима столицы и министра туризма. В 2017 году заявил в полицию о краже из дома 3 млн долларов, 50 тыс. евро и швейцарских часов стоимостью 50 млн тенге.
ТОО «Корпорация Алмалы», её тайный бенефициар и охотхозяйства
Как мы уже писали, «Корпорация Алмалы» унаследовала имущественные объекты, которые до августа 1998 года находились в ведении Хозяйственного управления президента и правительства РК (ХОЗУ). Среди них было и Карачингильское госохотхозяйство, примыкающее к южному берегу Капчагайского водохранилища.
Отметим, что часть имущества ХОЗУ впоследствии витиеватым образом оказалась связана с Кайратом Сатыбалды (сейчас некоторые из объектов переданы государству), а, например, здание на площади Республики, 15 очутилось на балансе АО «Bank RBK» (основной бенефициар – Владимир Ким).
Cейчас за «Корпорацией Алмалы», помимо упомянутого выше Карачингильского охотхозяйства, числятся ещё два соседних – Балтабай и Теренкара. Общая площадь – почти 21,5 тыс. га.
В ноябре 2022 года мы выяснили, что конечными бенефициарами ТОО являются известный бизнесмен Владимир Джуманбаев и фидуциар (т.е. доверенное лицо) из Лихтенштейна Клеменс Латернсер. Однако в январе прошлого года компания Джуманбаева перестала быть косвенно «материнской» для «Корпорации Алмалы». Поскольку власти Нидерландов ограничили доступ к спискам бенефициаров, сейчас мы можем утверждать только то, что «Корпорацией Алмалы» через Noord Holland Trading Company B.V. владеет некое Woodbridge Foundation, располагающееся в общине Бальцерс в Лихтенштейне.
Однако, как и прежде, Noord Holland Trading Company B.V руководит Анна Березина, аффилированная с компаниями Владимира Кима, Эдуарда Огая и Владимира Джуманбаева. Телеграм-канал «Выход к морю» пару лет назад опубликовал материал, в котором назвал Березину «золотой девочкой, владеющей значительной долей казахстанской экономики».
Налоги ТОО: 5,8 млрд тенге с 2015 года. Госзакупки: 438,4 млн тенге с 2016 года. Налоги Карачингильского охотхозяйства (филиал ТОО): 408,6 млн тенге с 2015 года.
Orbis safari и аффилированный с Фаррухом и Сухрабом Махмудовыми бизнесмен
Благодаря ФБРК, опубликовавшему фото с подписью «Владелец Orbis Group и Алтай Кульгинов на охоте», которое облетело Казнет, пользователи, во-первых, узнали о дружбе чиновника и братьев Махмудовых, а во-вторых, об их общем увлечении.
По документам владельцами компании Orbis safari, занимающейся охотой и отловом, являются, очевидно, отец и сын Дильшат и Ильяс Азимовы. При этом Дильшат Азимов руководит ТОО «Orbis Development», а её совладельцами являются Ильяс Азимов в личном качестве, а также братья Махмудовы и их мать – Рашида Махмудова через ЧК «Orbis group ltd.».
Orbis safari, как указано на сайте, ведёт деятельность в Кольжатском сельском округе Алматинской области. Общая площадь охотничьих хозяйств компании составляет более 100 тыс. га. Однако организованное больше двух лет назад ТОО налогов пока не платило.
Помимо «охотничьей» компании из группы Orbis, в активе у Азимовых есть ещё несколько сходных по сфере деятельности ТОО:
· ТОО «Rivc ltd.–Sandyktau», действующее на территории Сандыктауского, Маралдинского, БольшогоТюктинского охотхозяйств Сандыктауского района Акмолинской области. В Атбасарском районе с ТОО связаны хозяйства Кубуколь, Аупельдек и Телекей (хотя на сайте ТОО об этом не говорится). Их совокупная площадь – почти 466,5 тыс. га. Налоги: 133,9 млн тенге с 2015 года.
· За ТОО «Фортуна» закреплено Чиликское охотхозяйство в Енбекшиказахском районе Алматинской области (19,2 тыс. га). Налоги: 5,3 млн тенге с 2015 года.
· У ТОО «Охота-Тур-ЕвроАзия» – охотхозяйство Алтынген площадью 15,8 тыс. га в Уйгурском районе Алматинской области. Налоги: более 2 млн тенге с 2021 года. По состоянию на 2014 год клиенты компании также могли поохотиться в хозяйствах Райские озёра и Маркатау в Аксуском и Саркандском районах Жетысуской области. Отметим, что в этой компании до января 2021 года учредителем числился сам Сухраб Махмудов.
· ТОО «Кольжат Тау» располагает Кольжатским охотхозяйством (42,4 тыс. га) в Уйгурском районе. Братья Махмудовы были совладельцами ТОО с 2016 по 2020 год. Налоги: почти 37 млн тенге с 2015 года.
TOO «Охотничье хозяйство «Актоган» и Шалбай Кулмаханов
Бывший аким Алматинской области и его дочь Ляззат Кулмаханова владеют ТОО через «Казахстанско-германское совместное предприятие «Азия групп»». Размеры хозяйства неизвестны, зарегистрировано оно в Конаеве, а профиль деятельности по документам с охотой не связан – пресноводное рыболовство. Налоги: почти 12 млн тенге с 2015 года.
Другие «охотхозяйственники»
Есть две версии по поводу принадлежности охотхозяйств Актоган (по-видимому, к активу Шалбая Кулмаханова отношения сейчас не имеет), Улькен Богетты (24,2 тыс. га) и Бала Богетты (17 тыс. га) в Енбекшиказахском районе Алматинской области. Обе основаны на данных из открытых источников.
Как указано в документах Ассоциации «Кансонар», эти хозяйства относятся к TOO «Компания FESA int». Компания под таким названием фигурирует в годовой выборке на проверку за 2014 год, опубликованной справочной системой «Параграф». Поиск по указанному БИНу привёл нас к ТОО «Компания Financial economic security agency-international» (со спектром деятельности в области сельского хозяйства и предоставления индивидуальных услуг) и её бенефициарам – бизнесменам Таиру Кулманову и Марату Абыкаеву. Первый – сын доктора медицинских наук, профессора и также бизнесмена Мурата Кулманова, а второй – сын известного государственного деятеля времён «старого Казахстана» Нуртая Абыкаева.
Кроме того, компания почти с таким же названием – ТОО «Financial economic security agency-international» – есть в активе упоминаемого выше Дильшата Азимова, аффилированного с группой Orbis. Но занимается ТОО арендой автомобилей.
По признаку бывшей или нынешней аффилированности можно выделить «охотничье» ТОО «Жетi көл», зарегистрированное в Астане. Его владелец и руководитель Рамзан Найзабеков, будучи главой строительной компании Fitgarden, через цепочку других компаний связан с Bi Group (cовладелец – Айдын Рахимбаев, один из богатейших бизнесменов и рантье Казахстана).
Учредитель ТОО «Kolyasy international», которое зарегистрировано в Ушарале и, предположительно, занимается организацией охотничьих туров близ Алаколя, – Абылай Калияскаров. Он некоторым образом связан с известными бизнесменами Галимжаном Есеновым и Сержаном Жумашовым: оба были учредителями ОФ «Museum of modern art», а Калияскаров какое-то время руководил этим фондом.
По информации Темиртауского общества охотников и рыболовов, за ТОО «Центр Достар» Гульнар Досмагамбетовой – супруги бывшего акима Темиртау и бизнесмена Ерлана Досмагамбетова – закреплено Акжарское охотничье хозяйство. Однако основной вид деятельности ТОО до мая 2023 года был связан с гостиничными услугами, а теперь – с розничной торговлей. Досмагамбетов недолго возглавлял Темиртау в конце 90-х годов, а теперь занимается оптовой торговлей ломом и отходами черных и цветных металлов.
Подписаться на @Shishkin_like