В прошлом году мы писали, как устроена энергосистема Казахстана: кто производит, покупает и передаёт электроэнергию. В этом году ситуация в отрасли меняется: Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) через региональные департаменты уведомил нерегулируемые энергоснабжающие организации (ЭСО) о том, что с 1 апреля 2024 года действие их лицензий на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения приостанавливается. Теперь их клиенты будут покупать электроэнергию у гарантирующих поставщиков, но с 1 января 2025 года последних тоже планируют упразднить. Как пишет LS Media, функции ЭСО будут переданы региональным электросетевым компаниям (РЭК).
Нерегулируемые ЭСО считают действия госорганов незаконными, подают иски с требованием отменить решение о приостановке лицензии, и даже написали открытое письмо на имя президента РК Касым-Жомарта Токаева.
Мы решили посмотреть, что собой представляют компании, которые могут лишиться своего бизнеса, как они работают и кто ими владеет. Собственники некоторых из них – бизнесмены из списка Forbes.kz, дети чиновников, российский олигарх Николай Коробовский.
Что собой представляют ЭСО
Энергоснабжающие организации – это посредники, которые покупают электроэнергию у производителей, оплачивают транспортировку энергопередающим компаниям и продают потребителям. В Казахстане ЭСО делятся на две категории: гарантирующие поставщики и нерегулируемые. Первые могут продавать электроэнергию всем категориям потребителей – от населения до госструктур и крупных компаний. Тариф гарантирующих поставщиков утверждён антимонопольным ведомством. К примеру, в Алматы таким поставщиком является ТОО «АлматыЭнергоСбыт».
Нерегулируемые ЭСО – это небольшие частные компании, участвующие в конкурентном рынке покупки и продажи электроэнергии. Они самостоятельно устанавливают тарифы и неподконтрольны Комитету по регулированию естественных монополий (при этом население такие ЭСО не обслуживают).
Всего в стране работает 140 энергоснабжающих организаций – из них 105 нерегулируемых и 35 гарантирующих. Такая схема покупки и продажи электроэнергии работает с конца 90-х годов, а создавали её с целью организовать конкурентный рынок, где конечные потребители могли бы покупать электроэнергию по низким ценам.
При этом с 1 июля 2023 года в Казахстане работает единый закупщик электроэнергии, главная задача которого – исключить спекулятивные операции при покупке и продаже электроэнергии. Единым закупщиком стало подведомственное Министерству энергетики ТОО «Расчётно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» (ТОО «РФЦ по ВИЭ»).
В чём суть проблемы
О необходимости ликвидировать ЭСО неоднократно высказывался мажилисмен Едил Жанбыршин. По словам депутата, нерегулируемые ЭСО вредят рынку – они не несут никаких затрат и при этом зарабатывают в три раза больше, чем производители электроэнергии.
«По нашим подсчётам, в среднем ЭСО зарабатывает около 1 млрд тенге в год. Получается, примерно 100-150 млрд тенге сверхприбыли зарабатывают ЭСО. При этом они ни копейки не инвестируют в энергосистему. Это приводит к завышению тарифов», – приводит слова Жанбыршина Baigenews.kz.
Кроме того, он считает, что с появлением единого закупщика на энергетическом рынке больше нет конкуренции как таковой, а значит, необходимость в энергоснабжающих организациях отпала.
Ещё на одну проблему указывают представители антимонопольного ведомства. Заключая договоры с крупными платежеспособными потребителями, нерегулируемые ЭСО осложняют работу гарантирующих поставщиков. Последние в итоге фиксируют убытки и вынуждены просить у государства повышения тарифов.
«Нерегулируемые ЭСО имеют в штате пару человек, забирают объёмы крупных потребителей юрлиц и от них имеют маржу. Тем самым они наносят вред. У гарантирующих поставщиков есть дифференцированный тариф, где низкий тариф для населения компенсируется высоким тарифом для юрлиц. Из-за перехода юрлиц к нерегулируемым энергоснабжающим организациям не было компенсации затрат и тариф продолжал расти», – цитирует Inbusiness.kz слова зампредседателя КРЕМ Нурлана Булатбаева.
О работе нерегулируемых ЭСО неоднократно писали коллеги из Ratel.kz. В частности, они изучили госконтракты нескольких компаний, которые сейчас находятся под угрозой закрытия. К примеру, в декабре 2022 года Главное управление военной инфраструктуры ВС РК заключило договор на предстоящий 2023 год с поставщиком AB Energo. Сумма договора была около 4 млрд тенге с учётом НДС, при этом стоимость одного кВт/час составила в среднем 37,3 тенге. Для сравнения: авиакомпания «Беркут» закладывала в бюджет на тот же 2023 год электроэнергию по 20 тенге за кВт/час, а АО «Республиканский центр космической связи» – по 26,3 тенге за кВт/час. То есть электроэнергию для нужд военного ведомства купили по достаточно высоким тарифам. Причём закуп был сделан без конкуренции, методом прямого заключения договора.
На текущий год военные заключили годовой контракт с этой же фирмой уже на сумму 7,5 млрд тенге.
Позиция ЭСО
26 марта 2024 года более 100 нерегулируемых ЭСО получили уведомления от КРЕМ о приостановке лицензий на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения. 27 марта письма о приостановке сотрудничества им прислали нацкомпания по передаче электроэнергии – АО «KEGOC» и единый закупщик – ТОО «РФЦ по ВИЭ».
В ответ на это глава Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов сказал, что действия госорганов незаконны, так как лицензии могут быть отозваны только в судебном порядке. Компании, чьи лицензии приостановлены, массово подают иски с требованием отменить решение, а также компенсировать их потери.
По мнению Агафонова, упразднение посредников не приведёт к снижению тарифа на электроэнергию, так как снабженческая надбавка в его структуре составляет всего 2-3%. Более того, резкое прекращение работы нерегулируемых ЭСО чревато кризисом платежей – неизбежны кассовые разрывы, в том числе для единого закупщика и далее по цепочке.
Кто стоит за нерегулируемыми ЭСО
Мажилисмен Едил Жанбыршин высказывал мнение, что некоторые из этих компаний оформлены на номинальных собственников, а на самом деле за ними стоят казахстанские олигархи, проживающие как за рубежом, так и в стране. Сергей Агафонов считает, что компаний, связанных с олигополиями, на рынке около 20, а у тех, что работают в реальной конкурентной среде, не может быть большой маржи.
Среди бенефициаров многих энергоснабжающих компаний есть неизвестные предприниматели. Например, у ТОО «Югэнергоимпульс» учредителем числится Едиге Сагынбеков, по данным Adata.kz, у него нет никакого другого бизнеса. Налоги компании – почти 3 млрд тенге с 2015 года, сумма заключённых госконтрактов в 2023 и 2024 годах – 3,8 млрд тенге.
Владельцем ещё одной компании – ТОО «Энергоснаб XXI» – является Әскербек Раманқұлов, который также числится директором бездействующей компании «Сайман-Дос». Налоги ТОО «Энергоснаб XXI» – почти 2 млрд тенге с 2015 года, госконтракты в 2023 и 2024 годах – около 3 млрд тенге.
ТОО «AB Energo»
Учредители: Андрей Москвин, ЧК «Business Solutions «Garant» Limited
Налоги: 18 млрд тенге с 2015 года
Госконтракты: около 48 млрд тенге с 2021 года
Об этой компании и её владельцах подробно писал Ratel.kz. Биография её учредителя Андрея Москвина неизвестна. По данным бизнес-реестров, он аффилирован с несколькими ТОО, которые также являются участниками энергетического рынка. Однако основным бенефициаром AB Energo можно считать омского бизнесмена Николая Коробовского (имеет и гражданство Кыргызстана). Он контролирует ЭСО через ЧК «Business Solutions «Garant» Limited», которым по документам владеет его супруга Анар Коробовская.
В 2009 году Коробовский был председателем Наблюдательного совета Экибастузской ГРЭС-1.
ТОО «Samga Development»
Учредители: Джоджин Ахмед, ЧК «Business Solutions «Garant» Limited
Налоги: 1,7 млрд тенге с 2018 года
Госконтракты: около 21,5 млрд тенге с 2021 года
Ещё один поставщик, связанный с Николаем Коробовским и его бизнес-партнёром из Кыргызстана Джоджином Ахмедом. Работает в Алматы и Алматинской области.
Как писал Ratel.kz, в 2019 году филиал «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» – заключил с ТОО «Samga Development» договор электроснабжения. А затем госкомпания обратилась в суд. Основываясь на заключении внутренних аудиторов, оператор железнодорожной сети потребовал компенсировать ущерб в размере 24,7 млн тенге, мотивируя тем, что условие по ценообразованию со стороны поставщика было нарушено. Суд принял доводы аудиторов «ҚТЖ» о том, что у Samga Development нарушены принципы прозрачности ценообразования, и цены необходимо пересмотреть в сторону уменьшения. Однако суд второй инстанции это решение отменил.
ТОО «Теміржолэнерго»
Учредитель: ТОО «Қамқор Менеджмент»
Налоги: 9,3 млрд тенге с 2015 года
Госконтракты: около 28,8 млрд тенге с 2021 года
Об этой компании мы писали в обзоре бизнес-империи Тимура Кулибаева. Он входит в число конечных бенефициаров ТОО, его партнёры в этом бизнесе – Раушан Сагдиева, Андрей Ким, Диас Сулейменов и Алибек Кулибаев (племянник).
На сайте группы говорится, что «Темiржолэнерго» реализует электроэнергию для нужд «Қазақстан темір жолы», а также прилегающих к железнодорожным линиям предприятий и населения. До 2014 года половиной компании владел сам «ҚТЖ», затем она была окончательно приватизирована (ушла на торгах за рекордные для того года 5,9 млрд тенге, сделку связывали с Яковом Цхаем).
ТОО «SilkWayEnergy»
Учредители: Бакыт Сагинтаева и Ержан Хасенов
Налоги: 1,5 млрд тенге с 2017 года
Госзаказ: 8,7 млрд тенге с 2021 года
Бакыт Сагинтаева – дочь Алтынбека Умбетова, экс-председателя Комитета по регулированию деятельности Пенсионных фондов. В 2019 году Forbes.kz назвал её в числе реальных бенефициаров ТОО «Petro-retail», которое выкупило сеть АЗС под брендом «КазМунайГаз». Сумма сделки тогда составила 60,5 млрд тенге. Спустя два года Сагинтаева вышла из учредителей Petro-retail.
Второй учредитель, Ержан Хасенов, в 2016-2018 годах был руководителем ЭСО «Теміржолэнерго», о которой мы писали выше.
Подписаться на @Shishkin_like
Comments