В области Жетысу продолжается противостояние компании «Темирбетон» и активистов, защищающих природный парк петроглифов под открытым небом. Мы писали об этом в ноябре прошлого года в материале «Кто уничтожает петроглифы близ Талдыкоргана». У «Темирбетона» есть разрешение на добычу природных ископаемых, но фонд «Охотники за петроглифами» оспаривает результаты археологической экспертизы, которую проводила частная компания «Казархеология». «Почему там, где чиновники и специалисты «Казархологии» не увидели петроглифов, мы находим и продолжаем находить десятки и сотни рисунков?», – таким вопросом задаются активисты.
Мы решили изучить, кто и на каком основании проводит археологические экспертизы и выдаёт заключения о культурной и исторической ценности тех или иных объектов в Казахстане. Оказалось, что получить заключение с нужным заказчику результатом не так уж сложно.
Что происходит с комплексом петроглифов?
Спор с защитниками петроглифов возник из-за разработки месторождения «Каратал» площадью 22 гектара. Здесь добывает песчано-гравийную смесь компания «Темирбетон» – подразделение крупного холдинга «АСПМК-519», объединяющего 10 компаний, строительных, энергетических, сервисных. Здесь же расположены скалы с петроглифами.
«Казархеология» предложила аккуратно вырезать петроглифы и перенести в музей и считает, что останавливать разработку камня не имеет смысла. Сейчас акимат Талдыкоргана отказал «Темирбетону» в разработке нового участка и одновременно отозвал разрешение на старый. Компания подала в суд, на днях прошли предварительные слушания. Но добыча полезных ископаемых продолжается.
Также акимат и «Темирбетон» обещали подписать меморандум о сохранении сопки Темiр и переходе компании на другой участок. Взрывные работы на сопке должны были прекратиться, а в будущем планировалась её рекультивация и создание там экопарка.
Однако этого так и не произошло. Не дожидаясь подписания меморандума, компания возобновила взрывные работы. На пресс-конференции представители фонда «Охотники за петроглифами» рассказали, что скалы начали выламывать ломами, чтобы перенести в другое место, к горе «Черепашка». Перенос осуществляется совместно с Центром охраны историко-культурного наследия Жетiсу. При этом «Темирбетон» ссылается на имеющееся в его распоряжении решение комиссии Министерства культуры и информации. Но текст документа общественности представлен не был. Более того, ещё одна компания Bever Kyzyltas планирует начать добычу золота в этом районе.
Что такое археологическая экспертиза
Историко-культурная экспертиза (в обиходе её ещё называют археологической) проводится при любых видах государственного и частного строительства, прокладке дорог, трубопроводов, отводов под карьеры, разработке месторождений и т.д.
Научно-исследовательские работы в области археологии в Казахстане проводят частные организации. Наиболее известные из них – «Казархеология», «Инженерная археология», «Археологическая экспертиза», «Antique-KZ», «Археологическая экспедиция». Есть и другие, совсем мелкие фирмы. И здесь, по мнению общественников, возникает конфликт: определение культурной ценности на коммерческой основе в отдельных случаях несёт субъективный характер. К примеру, на сайте одной из таких компаний обещают прямо: «Результаты исследований оформляются в виде научного отчёта, и выдаётся экспертное заключение, подтверждающее, что все историко-культурные памятники на обозначенной площади полностью исследованы и сохранены для науки – на освобожденной территории могут проводиться запланированные промышленные и др. работы».
«Мы даём коммерческим фирмам право выдавать заключение: имеет ли тот или иной объект историческую ценность. А у них другая функция – извлекать прибыль. Поэтому я считаю, нужно изменять законодательство и передавать эти функции монопольно государственному Институту археологии», – предлагает общественный деятель Мухтар Тайжан.
Об этом же зимой говорили в парламенте. Мажилисмен Еркин Абил назвал лицензионные требования очень либеральными.
«Археолог, специализирующийся только на эпохе бронзы, может давать экспертные заключения на все объекты, от стоянок палеолита до мемориальных комплексов Золотой Орды. Эту экспертизу заказывает и оплачивает предприниматель, претендующий на ведение хозяйственной деятельности на территории памятника. Отношения между экспертом и заказчиком – сфера гражданско-правовых отношений, эксперт практически не несёт ответственности», – пояснил он.
Кто может проводить экспертизу
По Правилам проведения историко-культурной экспертизы, утверждённым приказом министра культуры и спорта РК от 21 апреля 2020 года (им тогда была Актоты Раимкулова), любое физическое или юридическое лицо может проводить экспертизу. Для этого необходимо иметь:
1) лицензию на деятельность по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ;
2) аккредитацию субъекта научно-технической деятельности.
Лицензию выдаёт Министерство культуры и информации. По квалификационным требованиям, чтобы её получить, достаточно иметь в штате одного специалиста-реставратора со средним техническим и профессиональным образованием (реставрация) или научного работника-архитектора со стажем работы не менее пяти лет и учёной степенью в данной области или со степенями магистра, доктора по профилю, доктора философии (PhD). Кроме того, должна быть минимальная техническая база – оборудование для раскопок и компьютер.
Аккредитация выдаётся согласно приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 12 мая 2020 года (министр на тот момент – Асхат Аймагамбетов) сроком на пять лет. Чтобы её получить, нужно подать данные о научных статьях, сотрудниках, оборудовании, выполнении научных, научно-технических проектов и программ за последние пять лет.
Скандалы вокруг экспертиз
Споры о том, имеет ли та или иная территория историческую ценность, происходят регулярно. Историки заявляли о нарушениях при строительстве во время коронавируса модульной больницы вблизи сакских курганов (Боралдайский могильник). На месте «Назарбаев интеллектуальной школы» когда-то было крупное поселение эпохи бронзы. Эти места известны в исторической и археологической литературе как Семипалатинские дюны 1 и 2.
Но самым громким скандалом было строительство дороги в районе древнего городища Талхиз. В 2014 году городище Талхиз включили в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тогдашний министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы объявил мораторий на строительство автотрассы и в то же время одобрил проведение археологической экспертизы. Заключение выдало ТОО «Казархеология», в нём говорилось об отсутствии культурных слоёв на отведённом для дороги участке. В итоге после публичного скандала дорога была построена в обход городища.
Подписаться на @Shishkin_like
Comments