
Недавно мы разбирались, что происходит с алматинскими платными парковками через год после того, как их забрали у Боранбаевых и передали государству. А сегодня расскажем, как эта сфера устроена в Астане.
Проект по созданию, эксплуатации и управлению платными парковками в столице функционирует с 2018 года в формате государственно-частного партнёрства (ГЧП). Частным партнёром на 20 лет по договору является ТОО «Парковочное пространство Астаны». Впервые мы обратили внимание на эту компанию летом 2022 года – на тот момент она получала 95% дохода участия в проекте, соответственно, городу доставалось только 5%.
Выясняя, кому же удалось заключить такой выгодный контракт с государством, мы обнаружили лиц, связанных с семьёй бывшего акима Астаны, некогда влиятельного чиновника Адильбека Джаксыбекова, а также людей, работавших на бывшего президента РК Нурсултана Назарбаева. Спустя два года компания, по всей вероятности, остаётся подконтрольна им же, а также продолжает неплохо зарабатывать на столичных парковках – в этом году она выплатила налогов на рекордную для себя сумму 93,7 млн тенге.
История парковочного проекта
Платные парковки в Астане начали внедрять в 2016 году при акиме Адильбеке Джаксыбекове, чтобы решить проблему с дефицитом парковочных мест. В начале 2017 года ТОО «Парковочное пространство Астаны» инициировало проект ГЧП, а в его подготовке помогли эксперты Казахстанского центра ГЧП. На основании их концепции в ноябре 2018 года и был заключён договор между акиматом города и «Парковочным пространством Астаны». Известно, что за консалтинговые услуги ТОО заплатило около 8 млн тенге.
Согласно договору, 95% дохода в первые четыре года работы (до ноября 2022-го) должен получать частный партнёр, то есть «Парковочное пространство Астаны», а оставшиеся 5% – акимат. Объяснялось это тем, что компании нужно вернуть вложенные инвестиции – более 2,7 млрд тенге. В дальнейшем планировалось, что доход государства в проекте вырастет до 25%.
Однако вопрос о перераспределении долей остался открытым: в прошлом году газета «Время» со ссылкой на столичный акимат написала, что за 5 лет (с 2018 по 2023 год) платные парковки пополнили бюджет столицы на 30 млн тенге, тогда как частный партнёр получил почти в 10 раз больше – 296 млн тенге. При этом в пресс-релизе, опубликованном в октябре 2022 года, сама компания сообщала, что её доход от платных парковок составляет только 8%, а остальные 92% идут государству.
Также по условиям договора ТОО должно было обустроить парковочные «карманы» и взять парковки под своё управление. Для этого «Парковочное пространство Астаны» вложило в проект более 1,8 млрд тенге, но из них собственных средств только 1% (18,6 млн тенге). Остальное – заёмные средства, которые были предоставлены на семь лет с льготным периодом в три года. Источник финансирования, который на начальном этапе обеспечил парковочный бизнес деньгами, в открытых источниках не называется.
Осенью 2020 года на проект обратили внимание госаудиторы. В своём отчёте они написали, что «не ясно, каким образом учитываются поступления денежных средств от платных парковок, так как по проекту предусмотрено несколько видов оплат». Из цифр, которые опубликовали госаудиторы, общий доход от парковок в 2018-2019 годах составил 32 млн тенге, из которых акимат получил 1,6 млн, а частный партнёр – 30,4 млн тенге. При этом за те же два года компания заплатила 73,7 млн тенге в виде налогов, то есть почти в 2,5 раза больше, чем заработала на парковках.
Аудиторы также указали на недостаточный контроль со стороны управления транспорта. Они отметили, что из 68 зон парковки лишь на 24 имелись правоустанавливающие документы, позволяющие взимать оплату. На остальные 44 зоны, где расположено 1 538 парковочных мест, документы отсутствовали. В дальнейшем выяснилось, что зону платной парковки ТОО «Парковочное пространство Астаны» расширяет, в том числе, за счёт самовольного захвата земельных участков, а после скандалов и судов демонтирует незаконно установленные паркоматы.
Весной 2023 года правительство поручило проанализировать договор ГЧП на предмет соблюдения законодательства, в том числе в части антимонопольного регулирования. Незадолго до этого вопрос о перераспределении доходов в парковочном проекте поднимал нынешний аким Астаны Женис Касымбек. Однако о результатах проверки так ничего и не сообщалось.
Чтобы узнать о них, мы направили официальный запрос в акимат Астаны. Однако и в ответе за подписью руководителя Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ержана Диханбаева об итогах проверки нам не рассказали, да и в целом оставили без ответа четыре из шести вопросов, заданных о партнёрстве акимата с «Парковочным пространством Астаны».
Зато отдел безопасности дорожного движения и транспортной инфраструктуры сообщил, что парковочный проект пополнил бюджет столицы более чем на 4 млрд тенге, из которых 10% поступили частному партнёру для возврата инвестиций и содержания, а 90% пошли в доход акимата.
Скандалы и суды
Сложности в работе у «Парковочного пространства Астаны» начали возникать в 2020 году. Серия скандалов, которые заканчиваются судами и демонтажём паркоматов, продолжается до сих пор. Мы составили хронологию этих событий.
В ноябре 2020 года акимат публично заявил, что подал иск в суд за несоблюдение договорных обязательств и игнорирование требований. Столичные власти обвинили компанию-оператора в установке паркоматов без официального разрешения. Астанчане надеялись, что им вернут деньги за парковку там, где паркоматы стояли незаконно. Однако компания не просто опровергла заявление акимата, она подала встречный иск о признании незаконным «бездействие акимата по выполнению условий договора ГЧП». Суд первой инстанции компания проиграла, но выиграла апелляцию. Деньги автовладельцам столицы никто не вернул.
В мае 2022 года с заявлением выступил «Казахстанский центр ГЧП» – его эксперты посчитали целесообразным передать платные парковки столицы в собственность акимата, так как главная проблема с дефицитом парковочных мест в столице не решена. В парковочной компании ответили, что критика Центра ГЧП основана на непроверенных и недостоверных сведениях, более того, подчеркнули, что именно Центр ГЧП был автором концепции платных парковок в Астане. Как результат, заявление Центра было удалено с официального сайта организации.
В августе 2022-го компании-оператору пришлось демонтировать почти 1 700 парковочных мест. Как сообщал сам частный партнёр, локации были пересмотрены по поручению акимата города. Платные парковки были исключены из 55 земельных участков, которые были расположены вблизи социальных и других объектов.
В декабре 2022-го «Парковочное пространство Астаны» опровергло заявление Антикора: «Распространяемая в СМИ информация от Агентства РК по противодействию коррупции о незаконном взимании оплаты за парковку не соответствует действительности», – говорится в официальном опровержении пресс-службы. Как утверждают в компании, все платные парковки работают согласно действующему договору ГЧП и правилам, которые утвердил акимат.
В мае 2023 года компания проиграла в суде Департаменту по управлению земельными ресурсами. Суд обязал освободить незаконно занятые 137 земельных участков, демонтировать паркоматы и другое оборудование. Спустя полгода, в ноябре 2023 года, компания объявила, что до конца года демонтирует все платные парковочные зоны, расположенные вблизи социальных объектов, таких как поликлиники, родильные дома, детские сады и школы.
В апреле 2024 года компания опубликовала пресс-релиз, в котором ответила депутатам на их претензии по организации платных парковок и начислению штрафов. «Законопроект в части платных парковок Астаны и Алматы, находящийся на рассмотрении в Мажилисе, менять не требуется», – говорится в сообщении пресс-службы «Парковочного пространства Астаны». Отмена штрафов за платную парковку, как считают в компании, нарушит порядок на парковочных зонах и создаст хаос и проблемы как для водителей, так и для городских властей. Впрочем, вопрос этот пока ещё находится в процессе дискуссии.
Кто стоит за компанией-оператором
ТОО «Парковочное пространство Астаны» было зарегистрировано в 2015 году и за это время уплатило налогов на 350 млн тенге. Сейчас у компании наблюдаются некоторые проблемы с благонадёжностью – задолженность по налогам и таможенным платежам на 3,7 млн тенге.
Первые учредители ТОО – российское ООО «Бонн» и ТОО «Гала-2009». Владелицей последней вплоть до недавнего времени была Галина Кулагина, вероятно, супруга Сергея Кулагина, который на тот момент занимал пост акима Акмолинской области.
В 2016-2017 годах, когда ТОО «Парковочное пространство Астаны» инициировало проект ГЧП, его владельцем стал Арман Батпен, которого ресурс ProTenge называл племянником Адильбека Джаксыбекова.
После этого компания ещё девять раз меняла владельцев, однако по большей части речь шла об одних и тех же сменяемых друг друга людях. В основном они были связаны или с корпорацией «Цесна» (крупным акционером которой был Джаксыбеков), или со структурами, имеющими отношение к Нурсултану Назарбаеву.
Ержан Толеубеков – бывший банкир, а ныне один из восьми членов совета директоров оборонного предприятия АО «НК «Kazakhstan Engineering». Ранее Толеубеков занимал пост председателя совета директоров АО «Астана Капитал Инвест» (обанкротилось в 2018 году), а ещё раньше (2012-2017 гг.) работал на ключевых позициях в Накопительном пенсионном фонде «Республика» (с 2014 года АО «Управляющая компания «Республика»).
Ержан Толеубеков два раза – пять месяцев в 2020-м и один в 2022-м – был бенефициарным владельцем «Парковочного пространства Астаны» напрямую. Десять дней в апреле 2022-го компания находилась во владении его супруги – Гаухар Жамантаевой.
ТОО «Eco City Group» было в учредителях парковочной компании чуть больше недели – в феврале 2022 года. Сейчас ТОО «Eco City Group» принадлежит Кайдару Исалиеву – заместителю руководителя Управления материально-технического обеспечения аппарата Управделами президента Казахстана, а в феврале 2022-го этим ТОО владел Олжас Жанузаков, аффилированный с АО «НК «Продкорпорация».
Через ТОО «Жасыл жер» парковочной компанией владел Тленды Кугабаев, ранее он был директором ТОО «Фонд-Инвест» и гендиректором в АО «Астана-өнім». Компания «Фонд-Инвест» была учреждена Фондом первого президента РК, а в учредителях АО «Астана-өнім» – Управление делами президента РК. В 2017 году учредителем ТОО «Жасыл жер» был ЧФ «Фонд первого президента РК – Лидера нации».
В 2018 году и вплоть до 2020-го парковочная компания де-юре принадлежала Рустему Исенову. Именно в этот временной промежуток «Парковочное пространство Астаны» заключило договор с акиматом. Рустем Исенов (так же, как и Ержан Толеубеков) являлся совладельцем управляющей компании «Республика» и имел самую большую долю в 64% (Толеубекову принадлежало всего 12%). Кроме того, Исенов – бывший акционер обанкротившегося инвестиционного фонда недвижимости Alfa Properties, который на момент ликвидации имел 4,8 млрд тенге долга перед Jusan Bank.
С мая 2022 года ТОО «Парковочное пространство Астаны» по документам принадлежит 34-летнему Чингизу Досыбаеву. Он же с февраля 2019 года руководит этой компанией.
В учредителях ТОО Досыбаев фигурировал несколько раз – в 2021 году в течение полугода он, как и сейчас, числился бенефициаром напрямую, а затем ещё 11 месяцев (с июня 2021 по май 2022-го) через фирму «ДТМ-2021» вместе с Ержаном Толеубековым.
Помимо «Парковочного пространства Астаны», Досыбаев является учредителем или соучредителем ещё в шести компаниях, которые работают в других областях – от спорта и торговли до строительства и управления регистрацией Астанинского филиала НАО ГК «Правительство для граждан».
Подписаться на @Shishkin_like