top of page

Кто «рулит» на рынке такси в Казахстане

Фото автора: Shishkin_likeShishkin_like

В канун Нового года Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) сообщило, что компания «Яндекс Такси» привлечена к административной ответственности за координацию экономической деятельности таксопарков. Компанию обвинили в том, что она навязывает услуги техподдержки для программного обеспечения контрольно-кассовых машин.


В результате АЗРК пригрозило аудитом и разработало антимонопольный комплаенс, которому компания должна следовать. Например, ей нельзя «взвинчивать» цены в дождь. Также инициированы поправки в законодательство, которые позволят водителям работать напрямую с «Яндексом» без таксопарков (комиссия таксопарков составляет 4-8%).


По стечению обстоятельств в этот же период «Яндекс Такси» внёс 3 млрд тенге (6,5 млн долларов) в Государственный фонд поддержки цифровой экосистемы Казахстана. На фоне этих новостей мы решили посмотреть, что происходит с рынком такси в Казахстане, какова в нём доля «Яндекса» и какие конкуренты у него есть.


Рынок такси с позиции АЗРК


В АЗРК нам объяснили, что «анализ состояния конкуренции на рынке этих услуг в последние годы не проводился». Поэтому статистика, которую нам предоставили, датируется 2020-2021 годами. Впрочем, мы проверили – с тех пор новых игроков не появилось, расстановка сил в отрасли тоже не изменилась.


Большая часть компаний – агрегаторы, которые не оказывают услуги такси напрямую, а соединяют таксопарки и частных водителей с клиентами. Они изменили рынок – частным таксопаркам всё тяжелее с ними конкурировать.


В Алматы, по данным АЗРК, доминирующее положение занимает «Яндекс» с долей порядка 80%. Оставшиеся 20% приходятся на ТОО «Inservice» (inDriver), ТОО «Blue Sky Energy», ТОО «Данаел», ИП «DOSFIN», ТОО «Excelsior», ТОО «Тұлпар такси», ТОО «Region LLC» («RegionTaxi»), ТОО «Сок Оперейшенс» (Didi).


В Астане доля «Яндекса» составляет порядка 60%. 40% доли рынка приходится на ТОО «Inservice» (inDriver), ТОО «Region LLC» («RegionTaxi»), ТОО «Astana taxi service».


Недолгие гости


Головокружительный успех «Яндекса» удалось повторить не всем. Так, эстонский сервис Bolt заходил в Казахстан в 2019 году, но случилась пандемия, и Bolt тихо ушёл с рынка.


Ещё один ушедший сервис – китайский DiDi (ТОО «Сок Оперейшенс»). Сервис зашёл в Казахстан и Россию в 2021 году с громкой рекламной кампанией и демпинговыми ценами. У компании два учредителя: сингапурская Didi Mobility Pte. LTD и китайская Travice International Group Hongkong Limited.


Спустя год после громкого старта DiDi объявил об уходе «‎из-за меняющихся рыночных условий». ТОО в Казахстане не закрылось, а скорее «ушло в анабиоз». За 2022 год компания выплатила в Казахстане 349 млн тенге налогов, а в прошлом году – всего 290 тыс. тенге.


Агрегаторы


ТОО «Яндекс.Такси Корп»  


О владельцах бизнеса мы ранее писали в обзоре, посвящённом кикшеринговому бизнесу. У компании два учредителя, зарегистрированные в Нидерландах:

·         Uber ML B.V.

·         Uber ML Holdco B.V.

Контролирующей стороной в обоих случаях является нидерландская Yandex N.V. 


Налоги: 19 млрд тенге с 2016 года, из них 11 млрд тенге в 2023 году.


По данным на сайте компании, 87,9% капитала компании находится в свободном обращении. 8,5% капитала (45,1% голосов) остаются в семейном трасте LASTAR Trust российского миллиардера Аркадия Воложа. Незначительная часть в 3,2% распределена между директорами и другими должностными лицами, еще 0,3% принадлежат другим акционерам до IPO.


Интересно, что в компании с 2019 года существует Фонд общественных интересов, который получил золотую акцию. По данным РБК, она позволяет блокировать консолидацию 10 и более процентов экономических или голосующих акций компании в одних руках, влиять на возможные партнёрства компании с правительствами других стран, временно отстранять от исполнения обязанностей главу «Яндекса» в России.


Голландская Yandex N.V уже давно ведёт переговоры по реорганизации компании и выделению российского бизнеса в отдельное юридическое лицо. В России советником по корпоративному развитию «Яндекса» с декабря 2022 года стал Алексей Кудрин, который на тот момент возглавлял Счётную палату.


В то же время Аркадий Волож дистанцируется от России. В августе прошлого года из биографии на его сайте исчезло упоминание о российском периоде развития бизнеса. Он назвал себя «родившимся в Казахстане израильским предпринимателем». Волож действительно родился в Гурьеве (ныне Атырау), учился в РФМШ и после окончания школы переехал в Россию.


Также в Казахстане работает приложение Uber, но, по сути, это одно с «Яндексом» предприятие. Компания «Яндекс» выкупила долю американской Uber в совместном предприятии с «Яндекс.Такси».


ТОО «Inservice» (inDrive)


Учредителями являются кипрские компании Aian Mobiles LTD и Suol Innovations LTD. Последняя указана разработчиком приложения inDrive. Известно, что InDrive был основан предпринимателем Арсеном Томским в 2013 году в Якутске. Директором первой компании Aian Mobiles LTD является Дмитрий Седов (бывший содиректор Goldman Sachs в России и СНГ, он отвечает за финансовое развитие inDrive). У второй компании два директора – Дмитрий Седов и Арсен Томский. Обе компании не раскрывают структуру своих акционеров.


Сейчас inDrive – международный сервис такси со штаб-квартирой в Калифорнии. За 10 лет он вышел на рынки 47 стран мира в Евразии, Африке, Северной и Южной Америках и Австралии. В компании работают 2600 человек.

В прошлом году команда российского сервиса приняла решение развиваться самостоятельно и перезапустила бизнес под новым названием – Drivee.


Арсен Томский релоцировал команду в Казахстан и сам сменил гражданство. Кроме того, международный сервис такси InDrive передал основное российское юрлицо «Центр разработки программного обеспечения» казахстанской структуре «Индэлс». Соучредителями выступают 4 физлица, среди них бывший операционный директор InDrive в России Марина Аржакова. Совпадение или нет, но теперь уже казахстанская компания Indels указана автором приложения российского сервиса Drivee.


Налоги ТОО «Inservice»: 19 млрд тенге с 2016 года, из них 8,9 млрд в 2023 году. ТОО «Инделс» – 142 млн тенге в 2023 году.


Выход на казахстанский рынок в 2014 году прошёл не без сложностей. В интервью nFactorial Podcast Арсен Томский рассказывал, как «некие влиятельные люди» вымогали у него деньги.

«Сказали, что если мы хотим работать в Казахстане, то нам нужно делиться, отдавать 50% доходов. Мы никогда взятки не даём... Я им ответил: мы вам не дадим ни 50%, ни 15%, ни 5%. Идите к чёрту.  Спустя несколько недель наши IP-адреса внесли в «чёрные списки», – поделился он.


В 2016 году приложение перестало работать в Казахстане. В Министерстве по инвестициям и развитию объяснили блокировку нарушением законов об автомобильном транспорте и связи. В январе 2017 года сервис возобновил работу.


ТОО «Апару»


Первая служба такси в Усть-Каменогорске, которая начала работу через приложение. Сейчас работает в Астане, Усть-Каменогорске, Семее, Актобе и Таразе. Сервис позволяет заказывать такси с выбором автомобиля, водителя и тарифа. У компании три учредителя – Максим Дементьев, Алексей Целищев и Ерлан Шаяхметов. Налоги: 564 млн тенге с 2015 года, из них 94,4 млн тенге в 2023 году.


ТОО «Region LLC» («RegionTaxi»)


 RegionTaxi – это агрегатор, который объединяет региональные таксопарки в более чем 13 городах страны – Астане, Алматы и регионах, от Талдыкоргана до Кентау и Жезказгана. Налоги: 141 млн тенге с 2021 года, из них 88 млн тенге в 2023 году.


Учредитель – предприниматель Андрей Каминский. Он также владеет несколькими транспортными компаниями – автобусным парком «Тулпар» в Карагандинской области, ТОО «Балхашские междугородние пассажирские перевозки», ТОО «Region Company», сервисами аренды автомобилей «RR Group Region» и «Region Rental».


Astana taxi service (Tappy Taxi)


Служба единого столичного такси Аstana Taxi появилась в 2017 году для удобства туристов, которые приезжали на международную выставку «ЭКСПО-2017». Учредителем на старте проекта была Ассоциации транспортников. Сейчас учредителей трое – Марат Едилов (владелец компании ТОО «Astana Taxi Service»), Замзагуль Бегалина и ООО «Дилиженс». Налоги: 359 млн тенге с 2017 года, из них 94,5 млн тенге в 2023 году.


В 2019 году Astana Taxi была переименована в Taxovichkof Astana, начала работать по франшизе российской компании «Таксовичкоф», а затем преобразовалась в Tappy Taxi. Брендами владеет российское ООО «Транс-Миссия», руководитель – Максим Фёдоров. Примерно в это же время Astana Taxi обвинили в картельном сговоре как раз из-за принципов работы агрегатора. Антимонопольный комитет начал расследование из-за того, что сервис объединил 13 таксомоторных компаний, установив единый тариф.


Машины этой службы имеют право двигаться по выделенной автобусной полосе, избегая пробок. Компания участвует в госзакупках, заключив за время работы свыше ста контрактов с госучреждениями на сумму более 300 млн тенге (по данным сервиса adata.kz на 25.01.24)


Таксопарки


К игрокам, составляющим конкуренцию «Яндексу», Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан причислило несколько таксопарков. Мы изучили их, и, судя по налогам, это не самые крупные предприятия.


ТОО «Blue Sky Energy» – алматинское электротакси в Алматы. Эти машины совершают рейсы по городу и возят пассажиров по маршруту Медеу – Шымбулак. У компании три учредителя – Нариман Имангалиев, Владислав Савчук и Ауэз Тулегенов. Кроме услуг такси, Blue Sky Motors работает как дилер, продавая китайские электромобили. Налоги: 35 млн тенге с 2019 года, из них 12,4 млн тенге в 2023 году.


ТОО «Данаел» выплатило 34 млн тенге с 2015 года, из них 2,3 млн тенге в 2023 году.


Компания Excelsior KZ за всё время работы с 2021 года выплатила 1,4 млн тенге налоговых отчислений.


Самым крупным перевозчиком из перечисленных АЗРК является ТОО «Тұлпар Такси», выплатившее 104 млн тенге с 2015 года, из них 12 млн тенге в 2023 году.


Подписывайтесь на @Shishkin_like

 

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page