В понедельник, 3 апреля, председателем правления фонда «Самрук-Казына» назначен Нурлан Жакупов. Наш автор Ольга Настюкова изучила его биографию и рассказывает о главном — работе в закрытом от общественности госфонде, связях с одной из богатейших семей в мире, и устойчивой связи с фондом национального благосостояния.
Непрозрачный госфонд
45-летний Жакупов — выпускник МГИМО, владеет казахским, русским, английским и испанским языками. Собственного бизнеса у него нет и не было: сегодня он значится соучредителем лишь федерации спорта для лиц с особенностями интеллектуального развития. Среди других соучредителей федерации — Нурлан Кусаинов, член совета директоров Астанинской международной биржи.
Также сегодня Жакупов, по данным реестров, все еще является CEO частного фонда «Kazakhstan Investment Development Fund (KIDF) Management Company» Ltd. Учредитель KIDF — комитет госимущества и приватизации Минфина. Фонд, который возглавляет премьер-министр Алихан Смаилов, был основан для привлечения инвестиций в развитие приоритетных секторов экономики по принципу со-инвестиций с зарубежными инвесторами.
С 2019 года KIDF выплатил 6,4 млрд тенге налоговых отчислений, заработав — по расчетам Adata — почти 20 млрд тенге. Денежные средства аккумулируются на счетах Нацбанка. Принцип работы фонда прост: он входит в перспективные проекты в качестве соучредителя. Так, сегодня KIDF официально связан с тремя проектами, получившими льготное госфинансирование:
Семейный туристический комплекс «Караван-сарай» в Туркестане. Это две гостиницы международного класса, «летающий» театр, развлекательный и торговый центры, шоу арена, спа-центр и фудкорты. Общая стоимость проекта — 87 млрд тенге. Объем займа Банка развития Казахстана сроком на 20 лет составил 40 млрд тенге. Доля KIDF — 47,5%.
Пятизвездочный отель Rixos Water World Aktau. Проект по строительству первой очереди многофункционального гостинично-туристского комплекса «Aktau Resort Hotel» получил кредит от Банка развития Казахстана — 42 млрд тенге под 13% годовых сроком на 20 лет. Общая стоимость проекта — 68,41 млрд тенге. Доля KIDF — 49%.
Тематический парк водных развлечений и аттракционов Tetysblu в Актау. Банк развития Казахстана выделил на строительство второй очереди многофункционального гостинично-туристского комплекса 16,69 млрд тенге под 15% годовых сроком на 20 лет. Общая стоимость проекта — 47,2 млрд тенге.Доля KIDF — 49%.
Все упомянутые проекты — результат сотрудничества KIDF с турецкой компанией FTG (полное название — FTG Gayrimenkul Yatirim Turizm Madencilik Ve Inşaat Sanayi Ticaret Anonim Şirketi). Ее крупным участником, по данным БРК, является руководитель сети отелей Rixos Феттах Таминдже.
Он настолько популярен в Казахстане, что является почетным гражданином Астаны. Часть крупнейших столичных зданий построила именно компания Таминдже. «Радио Азаттык» связывает коммерческий успех бизнесмена в Казахстане с его прямыми контактами с бывшим президентом Нурсултаном Назарбаевым.
❗️KIDF и Таминдже планируют новые проекты — в частности, завершить строительство Fairmont Hotel в Актау и передать его управление компании Accor. Фонд и турецкий застройщик также упоминались в связи со скандальным проектом строительства отеля и этноаула в урочище Бозжыра в Мангистауской области.
Общественность возмутили планы по строительству вилл в заповедном и сакральном месте. В итоге проект свернули — он не получил положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Еще один громкий проект, в котором KIDF принимает участие (на этот раз без привлечения Таминдже) — застройка системы озер Малый Талдыколь. Как выяснил Inbusiness.kz, часть территории озер площадью 333 га передана СЭЗ «Астана-Технополис» для строительства туристского квартала.
Проект стоимостью 1 млрд долларов США (на 2019 год) осуществляет Ellington Group Kaz Ltd, соучредителем которой и является госфонд. Компания, работая в специальной экономической зоне, пользуется всеми полагающимися инвесторам налоговыми и таможенными льготами. СМИ писали, что Ellington Group Kaz Ltdподавала заявку на получение льготного кредита от Банка развития Казахстана, однако в настоящее время заявки на сайте БРК нет.
Основная проблема KIDF — его непрозрачность. В открытом доступе отчетности компании нет. На запрос журналиста Татьяны Трубачевой о том, сколько госденег вложено в проект по строительству туристского квартала в Астане, в фонде ответили: проект еще находится на инвестиционной стадии. И добавили, что поскольку и сам фонд, и инвестор зарегистрированы в МФЦА, никакую подобную информацию они раскрывать не могут.
Представитель Ротшильдов
В 2019 году (за год до назначения в KIDF) карьера Жакупова делает неожиданный поворот — он становится представителем Ротшильдов в Казахстане. До 2020 года он совмещает эту работу с госслужбой.
Rothschild & Co — финансово-холдинговая компания, которая контролируется французской и английской ветвями семьи Ротшильдов и работает в 40 странах мира. В Казахстане она работает с 2006 года, консультируя, например, Национальный банк Казахстана.
О работе компании тоже известно немного. С бароном Ротшильдом встречались Бакытжан Сагинтаев в бытность премьер-министром и сам Нурсултан Назарбаев. В 2018 году Reuters сообщило, что Ротшильды предложили Казахстану проводить pre-IPO компаний, отобранных для приватизации. Также компания осуществляла «другую консультационную деятельность в Казахстане» — подробности публично не озвучивались.
В 2022 году «Самрук-Казына» заплатил семье Ротшильдов 1,3 млрд тенге за услуги по сделкам по отчуждению акций. Официально об этом тоже не сообщалось — журналисты «КазТАГ» обнаружили лот на сайте закупок фонда.
В разное время Жакупов работал в ENRC, Credit Suisse, Royal Bank of Scotland, СПК «Астана», а в группу компаний «Самрук-Казына» впервые пришел 14 лет назад. В 2009-2011 годах он работал в составе правления национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук».
После небольшого перерыва — в 2016 году — Жакупов ненадолго вернулся в фонд в качестве управляющего директора по развитию и инвестициям «Казатомпрома». Здесь он работал под руководством Аскара Жумагалиева. Сейчас он, к слову, является послом Казахстана в Нидерландах.
Информации об этом периоде работы Жакупова немного. По данным пресс-службы «Казатомпрома», при Жумагалиеве были заключены международные соглашения и договоры с канадской Cameco, «Росатомом», китайской CGNPC, французской AREVA. Также впервые «Казатомпром» заключил контракт на поставку обогащенного уранового продукта для АЭС Украины.
Третье пришествие в «Самрук-Казына» состоялось на днях, когда Жакупов возглавил фонд. Созданный в 2008 году, он призван обеспечивать устойчивое развитие экономики и создавать долгосрочную стоимость через эффективное управление активами. В портфеле фонда — «Казмунайгаз», «Казатомпром», «Qazaq Air» и «Air Astana», «Казпочта», «Казахтелеком», энергетические гиганты «Samruk Energy» и «KEGOC», «QazaqGaz», оператор железных дорог «Казахстан темир жолы», строительная Samruk-Kazyna Construction и химическая Samruk-Kazyna Ondeu. Активы фонда составляют порядка 69 млрд долларов США.
Последний отчет фонда на сайте датирован 2021 годом. Согласно документу, общая сумма вознаграждения, выплаченная ключевому управленческому персоналу, включенная в общие и административные расходы, по итогам года составила 615 млн тенге.
Идея объединить национальные компании в одну структуру принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Холдинг не раз оказывался в центре скандалов и судебных разбирательств. Последнее, в частности, приводило к заморозке счетов (например, в ходе дела Стати). Мы также уже комментировали сомнительное решение правительства не выводить внутренние закупки фонда в конкурентную среду.
На днях, напомним, к восьми годам приговорили Кайрата Боранбаева, который признан виновным в хищениях при сделках с нацкомпанией «QazaqGaz» — портфельной компанией «Самрук-Казына». А в прошлом году руководство фонда призналось, что купило облигации Jusan Bank на 100 млрд тенге под 9% годовых, а затем попыталось переиграть сделку, сочтя ее нерыночной.
После январских событий Касым-Жомарт Токаев пригрозил расформировать фонд, если тот не станет прозрачным и эффективным. Президент отметил неэффективную систему закупок, трудовые конфликты, убыточность, незавершенность масштабных проектов и чрезмерные расходы на содержание. Прошло больше года, и бывший глава «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев возглавил министерство энергетики, а кардинальных реформ теперь ждут от Жакупова.