top of page
  • Фото автораShishkin_like

Кто хочет строить АЭС в Казахстане


В Казахстане идут публичные слушания по вопросу строительства АЭС. В Алматы они привели к скандалу – стороны, выступающие «за» и «против», едва не подрались. СМИ сообщают, что в зал пришлось приглашать сотрудников правоохранительных органов.


А пока активисты спорят, наш автор Ольга Настюкова изучила, что пишут в открытых источниках  про поставщиков, которые претендуют на строительство АЭС в Казахстане, и какие энергетические объекты они строили в своих странах и за их пределами. В шорт-листе Министерства энергетики – южнокорейская KHNP, китайская CNNC, французская EDF и российский «Росатом». Кроме того, глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев сообщил, что страна рассматривает строительство малых модульных реакторов поставщиками из США и Японии. Заявки подавали американо-японская GE-Hitachi и американская NuScale Power.


Корпорация по гидро- и атомной энергетике Кореи (Korea Hydro and Nuclear Power Co. Ltd, KHNP)


Южнокорейская KHNP является «дочкой» компании KEPCO, которая по сути контролирует весь рынок электроэнергии в стране. KHNP управляет всеми АЭС Южной Кореи, которые вырабатывают почти треть (31%) от объёма электроэнергии страны. По данным на сайте компании, сейчас в Южной Корее 8 действующих атомных станций и 26 реакторов. 


В стране мало своих полезных ископаемых, тем не менее, атомная энергетика также вызывала в корейском обществе немало споров. Особенно острая полемика была после аварии на японской АЭС Фукусима. Избранный в 2017 году президент Мун Чжэ Ин даже объявил политику постепенного отказа от ядерной энергетики в ближайшие 45 лет. Но его преемник, президент Юн Сок Ёль, избранный в марте 2022 года, аннулировал эту программу.


В этом году KHNP завершила проект по строительству АЭС «Барака» в Объединённых Арабских Эмиратах. Четыре реактора APR-1400 мощностью 1400 МВт каждый покрывают примерно 25% от потребности страны в электроэнергии. Bloomberg оценивал проект в 25 млрд долларов.


KHNP выиграла тендер на строительство двух новых энергоблоков для АЭС «Дукованы» в Чехии. Мощность каждого – 1200 МВт, стоимость проекта – около 16 млрд евро.


Сейчас Словакия рассматривает Южную Корею как партнёра по строительству нового атомного блока рядом с существующей АЭС «Богунице».


В тендере на строительство АЭС в Чехии принимал участие ещё один атомный гигант – американская Westinghouse. Она подала на KHNP в суд, требуя запретить возможное строительство блоков за пределами Кореи, утверждая, что в конструкции реактора APR‑1400 используются их разработки. Westinghouse иск проиграли, но, как пишет издание «Атомная энергия», спор этот ещё не закончен и судебные разбирательства могут быть продолжены.


Именно этот водо-водяной энергетический реактор APR‑1400 корейская сторона предлагает Казахстану. Корея, пишет «Курсив», предлагает строить АЭС консорциумом:

·         Станцию будет строить Hyundai Engineering and Construction.

·         Реактор построит энергетическая корпорация Doosan.

·         Техобслуживанием будет заниматься компания KEPCO

·         Управлять всем этим будет «дочка» KEPCO, компания KHNP (Korean Hydro and Nuclear Power).


В истории корейской атомной энергетики есть скандал с хакерским взломом. В 2014 году хакер (или хакеры) разместили в Twitter чертежи ядерных реакторов Южной Кореи, отчёты по анализу безопасности и персональные данные 10 тыс. сотрудников. Агентство «Ренхап» со ссылкой на руководство KHNP сообщило, что речь идёт «об общих, несекретных чертежах». Преступники грозили обнародовать порядка 100 тыс. страниц украденной документации и требовали остановить работу блоков нескольких АЭС. Компания KHNP в итоге обратилась за помощью в ФБР.  Были ли хакеры пойманы – неизвестно, но публикации прекратились. Дальнейшей информации в открытых источниках не было.

 

Китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corporation, CNNC)


В Китае существуют две крупные государственные компании по строительству атомных электростанций:

·         Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) работает в Северном и Центральном Китае;

·         China General Nuclear Power Group (CGN) работает на юго-востоке Китая.

CNNC, которую называют одним из вероятных кандидатов на строительство АЭС в Казахстане, занимается полным циклом производства атомной энергии – добывает и покупает уран, проектирует и строит АЭС, управляет ими. Также корпорация проводит научные разработки в области ядерной медицины и антитеррора. В частности, она поставляет на рынки специальное рентгеновское оборудование для обнаружения контрабанды.


Наш ближайший сосед никогда не скрывал своего высокого интереса к ядерной энергетике. По данным Ядерно-энергетической ассоциации Китая (CNEA), в 2023 году в Китае действовали 17 атомных электростанций, на которых расположено 56 реакторов, и ещё 27 реакторов находятся на стадии строительства.

Китай планирует в ближайшие годы запускать по 6-8 новых реакторов ежегодно, доведя их число до 150-ти. Конечный план Китая – заменить все 2990 угольных ТЭЦ к 2060 году. Часть АЭС будет генерировать не электроэнергию, а тепло для отапливания городов. В прошлом году состоялся запуск первого в мире реактора на тории мощностью 2 МВт. СМИ сообщали, что запасов этого топлива стране хватит на 20 тыс. лет. Но пока китайские АЭС работают в том числе и на казахстанском сырье. В 2023 году «Казатомпром» подписал контракт на поставку казахстанского концентрата природного урана с компанией China National Uranium Corporation Limited – CNUC (дочерняя организация CNNC). Кроме того, «Казатомпром» поставляет в Китай тепловыделяющие сборки (ТВС), которые изготавливают на совместном казахстанско-китайском заводе ТОО «Ульба-ТВС».


В Казахстане CNNC готова построить два блока реакторов «Хуалун-1» (HPR-1000). Такие же функционируют в Пакистане, на АЭС «Карачи» – строительство двух энергоблоков мощностью 1161 МВт каждый составило около 10 млрд долларов. Проект был частично профинансирован Китаем (6,5 млрд долларов). Энергоблоки ввели в эксплуатацию в мае 2021‑го и апреле 2022 года. В прошлом году Пакистан подписал с Китаем соглашение на 4,8 млрд долларов на строительство ещё одного энергоблока «Хуалун-1» на АЭС «Чашма».


Китай также вёл строительство АЭС «Сайзуэл» в Англии, но в 2022 году Великобритания пересмотрела свой взгляд на это сотрудничество. Британский депутат-консерватор Иэн Дункан Смит прямо заявил, что атомная энергетика очень важна, но Китай «не является надёжным поставщиком», если речь идёт о национальной безопасности. Китаю вернули вложенные деньги (порядка 100 млн фунтов) и поменяли поставщиков на французскую EDF.


В 2022 году CNNC подписала соглашение с Аргентиной на строительство третьего энергоблока АЭС «Атуча» мощностью 1102 МВт с этим же реактором HPR-1000. Стоимость проекта – 8,3 млрд долларов.


Китайские компании, которые занимаются ядерной энергетикой, участники так называемых санкционных войн. В 2020 году США ввели санкции против CNNC. С 2019 года China General Nuclear Power Group (CGN) находится в чёрном списке экспортёров США по обвинению в краже военных технологий.

 

Французская Electricite de France (EDF)


Государственная электроэнергетическая компания Франции работает не только у себя на родине, но и в Великобритании, Италии, Бельгии и ряде других стран. Кроме АЭС, компания проектирует и строит высоковольтные линии, гидроэлектростанции и работает с альтернативными источниками энергии.


Во Франции, по данным за 2024 год, работает 18 АЭС и 57 водо-водяных реакторов (включая запущенный в мае третий реактор атомной электростанции «Фламанвиль»). Атомные станции производят более 70% электроэнергии страны. Уран закупают, в том числе, в Казахстане. Французская компания Orano совместно с «Казатомпромом» занимается добычей урана на Моинкуме в Туркестанской области.

Если Китай сейчас обновляет парк АЭС, то Франция прошла этот путь в 70-х годах прошлого века. Сейчас, как пишет энергетическое издание «Connaissance des Énergies», старение реакторов и их последующая консервация стали большой проблемой, в том числе политической. В 2022 году, впервые за 40 лет, Франция покупала электроэнергию из-за отключения большей части реакторов, которым потребовался ремонт. Как пишет издание «Атомный эксперт», положение осложнялось тем, что EDF, управляющая атомными станциями, не ожидала этого и предварительно продала электроэнергию по долгосрочным контрактам. В итоге её пришлось выкупать по спотовым ценам (на условиях немедленной поставки). Убытки компании, по данным отчёта за 2022, составили 18 млрд евро. Правительству Франции пришлось национализировать EDF, выкупив акции, которые находились в свободном обращении (16%) .

Выход корпорация видит в строительстве новых ядерных реакторов (эту идею поддерживает президент Макрон) или в массовом развитии других источников энергии.


Один из самых громких и одновременно скандальных проектов EDF за рубежом – строительство двух реакторов на АЭС «Хинкли Пойнт С» в Великобритании общей мощностью 3200 МВт. Проект – классический пример того, как «что-то пошло не так». Строительство реакторов громко анонсировали в 2007 году. Тогдашний директор EDF обещал, что рождественские индейки в Англии уже через 10 лет будут готовиться с использованием атомной энергии «Хинкли Пойнт С». Но этого так и не произошло – сроки сдачи постоянно переносились (реакторы не достроены по сей день, окончить строительство планируют к 2027-2031 годам), стоимость работ росла. Как пишут французские СМИ, реакторы «Хинкли Пойнт» могут стать самыми дорогими в мире. На старте, в 2007 году, проект оценивался в 9 млрд фунтов стерлингов, а теперь подорожал до 31-34 млрд по ценам 2015 года, что в действительности означает ещё больший бюджет.


Аналогичная ситуация произошла со строительством реактора «Фламанвиль» во Франции. Его строительство заняло 17 лет. В 2020 году Счётная палата Франции провела аудит, в котором сообщается об «операционном сбое», «дрейфе расходов» и «значительных задержках». За это время бюджет пересматривался несколько раз и вырос с 3,3 млрд евро до 19,1 млрд евро. 

 

Корпорация «Росатом», Россия


Российская государственная корпорация по атомной энергии, которая объединяет активы в энергетике, машиностроении, цифровой сфере (строительство ЦОДов, хранение данных, разработка ПО).


Сама корпорация не находится под санкциями, но их косвенное влияние, безусловно, ощущается. Так, глава «Росатома» Алексей Лихачёв жаловался, что США блокируют банковские счета, не давая произвести расчёты по строительству АЭС в Турции. В 2022 году «Росатом» лишился многомиллиардного контракта на строительство атомной электростанции в Финляндии, его исключили из тендера в Чехии, а США ввели санкции в отношении двух предприятий, связанных с госкорпорацией. 24 февраля 2023 года Великобритания включила в санкционные списки ряд ключевых работников корпорации «Росатом».


Что известно об атомных проектах России за рубежом


На сайте компании сказано, что сейчас на разной стадии реализации находятся 39 энергоблоков (включая шесть блоков малой мощности) в 10 странах. Вот некоторые из них:

Турция АЭС «Аккую» с четырьмя энергоблоками общей мощностью 4800 МВт. Стоимость проекта – 22 млрд долларов.

Египет – АЭС «Эль Дабаа», состоящая из 4 энергоблоков мощностью по 1200 МВт каждый. Точная сумма строительства не указывается, но известно, что Россия предоставляет Египту кредит на 25 млрд долларов.

Индия – два энергоблока на АЭС «Куданкулам» общей мощностью 2000 МВт. Стоимость проекта – 5,48 млрд долларов.

Венгрия – два энергоблока на АЭС «ПАКШ-2» общей мощностью 2 400 МВт. Стоимость проекта – 12 млрд евро, из которых 10 млрд еврокредит, который Россия предоставляет Венгрии.

Иран – АЭС «Бушер». Первый блок атомной станции, построенный «Росатомом», работает с 2012 года. Этот проект Иран долгое время не мог реализовать по политическим причинам. Стройку начал в 1974 году немецкий концерн Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU), но после исламской революции 1979 года концерн разорвал контракт с Ираном. Правительство Германии поддержало западные санкции против Тегерана и прекратило поставки оборудования в Иран. Стройку заморозили. В начале 90-х Россия и Иран заключили соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Строительство возобновилось российской стороной в 1998 году.

Сейчас ведётся строительство второго и заключён контракт на строительство третьего энергоблока суммарной мощностью 2100 МВт. Стоимость строительства составляет около 10 млрд долларов. 

Узбекистан – в мае этого года Российская Федерация и Узбекистан подписали соглашение о строительстве атомной станции малой мощности. 


В Казахстане «Росатом» является партнёром «Казатомпрома» в шести уранодобывающих предприятиях, которые разрабатывают месторождения Северный Харасан, Буденовское, Заречное, Акдала и участок №3 месторождения Инкай. В годовом отчёте «Казатомпрома» за 2023 год говорится, что «существуют также риски, связанные с участием российских партнёров в дочерних, ассоциированных и совместных предприятиях группы». Напомним, что в 2022 году «Росатом» купил у Якова Клебанова и его бизнес-партнёра Василия Анисимова Буденовское месторождение и Степногорский горно-химическим комбинат (СГХК). Сумма сделки официально так и не была названа.


GE-Hitachi и NuScale Power


Компания NuScale Power существует с 2007 года, она зарегистрирована в Портленде, штат Орегон. Компанию как стартап основали американские учёные, пишет издание «Атомный эксперт». В январе 2011 года Комиссия США по ценным бумагам начала расследование в отношении крупнейшего инвестора NuScale – Kenwood Group, которая оказалась банальной финансовой пирамидой. Контрольный пакет акций тогда выкупила компания Fluor, которая специализируется на модульном строительстве в области энергетики. Сейчас одним из крупных инвесторов, пишет Reuters, является Министерство энергетики США, которое выделило NuScale и другим компаниям около 600 млн долларов с 2014 года для коммерциализации технологий малых реакторов.


Малые АЭС стоят дешевле, к примеру, NuScale  объявляла о готовности построить на Филиппинах атомную станцию малой мощности (АСММ) за 6,5-7,5 млрд долларов. Мощность АСММ составит 430 МВт.


В СМИ также сообщалось об интересе компании к рынку СНГ и Европы – в частности, говорилось о возможности строительства малых реакторов в Румынии и Украине.

GE Hitachi Nuclear Energy (GEH) – производитель и разработчик ядерных реакторов, поставщик услуг в сфере ядерной энергетики.  В 2007 году General Electric и Hitachi создали два предприятия с похожими названиями:

GE Hitachi Nuclear Energy – 60% акций принадлежит американской General Electric;

Hitachi GE Nuclear Energy – 80% акций у японской Hitachi.


Издание Lada.kz со ссылкой на экспертов атомной отрасли пишет, что в Казахстане рассматривают поставщиком первую компанию.  У GE Hitachi Nuclear Energy есть собственные учебные центры в ряде американских вузов, заводы по производству топлива в Уилмингтоне (США) и Курихаме (Япония).

Компания Hitachi построила 10 ядерных энергоблоков в Японии. В их числе проект АЭС Фукусима, который был разработан компанией General Electric (США), а реакторы построены General Electric, Toshiba и Hitachi.


GE Hitachi построит малый модульный реактор мощностью 300 МВт для первой АЭС в Эстонии, стоимость проекта – 73 млн евро. Аналогичная установка будет построена и в Канаде, её стоимость – 74 млн канадских долларов. 


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page