Лекарства без доказательств: что нам продают в аптеках — и зачем
- Ayel
- 8 июл.
- 8 мин. чтения
Обновлено: 22 часа назад

Во всех странах продают лекарства, чья эффективность не подтверждена качественными исследованиями. Но в Казахстане их выбор особенно широк, они свободно продаются в аптеках — и покупают их часто. Судя по статистике, такие препараты даже считают важными для общества, официально отслеживая цены на них.
Проблема в том, что пока человек пьет препараты, которые не имеют доказанной пользы, он может упустить время и не начать нужное лечение. А при некоторых болезнях это чревато серьезными осложнениями. Эксперты объясняют популярность таких лекарств невысоким уровнем врачей, которые при лечении казахстанцев часто игнорируют международные рекомендации. Но причина не только в этом.
Наш автор Маргарита Бочарова разобралась, почему в Казахстане до сих пор распространены лекарства, чья эффективность научно не доказана. Хотя власти пытались ограничить их рекламу и перестали закупать их за государственный счёт, люди всё равно продолжают их приобретать. Важных факторов, как минимум, два: низкий уровень медицинской грамотности граждан и то, что даже врачи порой сами не до конца разбираются, насколько эти препараты действительно помогают.
Какие недоказанные лекарства покупают казахстанцы?
В Казахстане в 2024 году в число 15 самых продаваемых безрецептурных препаратов вошли шесть лекарств, которые, по данным MedIQ (проекта, который анализирует исследования эффективности и безопасности лекарств), не имеют доказательной базы. Это Энтерожермина, Канефрон, Виферон, Хилак, Линекс и Мукалтин. Больше всего за год выросли продажи бренда «Хилак» (+69% в тенге, +102% в упаковках), следует из данных аналитиков Vi-ORTIS.
Хилак, Линекс и Энтерожермина содержат пробиотики. Эти живые микроорганизмы должны временно поселиться на слизистых оболочках кишечника и поддержать его полезные микробы. Однако ученые до сих пор сомневаются, работает ли эта схема на практике. Они точно не знают, какие именно бактерии помогают при тех или иных болезнях.
Пока эксперты выделяют всего несколько состояний, при которых у части пробиотиков есть доказанная польза — то есть они помогли не случайному десятку человек, а сотням тысяч людей.
В остальном же часто пробиотики назначают просто «на удачу», без полной уверенности в эффективности. «Исследования ведутся, ученые предполагают, что будущее за коррекцией микробиома (если, конечно, получится разгадать его тайны), но пока нет никакой конкретики», — говорит Айдана Калиякпарова, врач-гастроэнтеролог и гепатолог.
При лечении простуды казахстанцы тоже нередко прибегают к препаратам с недоказанной эффективностью и покупают, например, Виферон. Это лекарство позиционируют как иммуностимулятор, однако достаточной доказательной базы у него нет. При этом некоторые врачи назначают его, полагаясь на личный опыт, наблюдения и информацию от производителей лекарств.
«С другой стороны, есть понятная психологическая установка — не отпускать пациента без назначения», — объясняет семейный доктор Элеонора Квон. Особенно это актуально для ситуаций, когда пациент сильно тревожится о своем самочувствии, а врач видит, что в реальности он не нуждается в лечении. Тогда прием лекарств без доказанной эффективности становится «безопасной поддерживающей мерой».
Что по поводу эффективности говорят производители этих лекарств?
Производитель Энтерожермины на своем сайте приводит список источников, которые, с его точки зрения, доказывают эффективность конкретного пробиотика, лежащего в основе препарата. Самой авторитетной из перечня выглядит ссылка на рекомендации Всемирной организации гастроэнтерологов (WGO).
Однако из данных WGO следует, что сегодня тот самый пробиотик из Энтерожермины доказанно работает только против побочных эффектов от приема антибиотиков при хеликобактерной инфекции у взрослых. Между тем в инструкции к лекарству указано, что он лечит нарушения микрофлоры кишечника, а также острые и хронические желудочно-кишечные расстройства, связанные с отравлением или дисбактериозом у взрослых и детей.
На сайте про Канефрон мы тоже нашли ссылку на исследование, которое (если опираться на пирамиду доказательности) должно предоставить убедительные данные о реальной пользе растительного препарата. Однако ученая-иммунолог Дарья Карташева-Эберц указывает на то, что исследование было выполнено некачественно.
«Недостаточно доказательств, чтобы утверждать о неоспоримой эффективности фитопрепарата», — к такому выводу она пришла. Производитель же настаивает: Канефрон показан для комплексной терапии воспалительных заболеваний мочевыводящих путей и для профилактики образования камней в почках. В попытке доказать свою правоту компания даже будет судиться с четырьмя российскими врачами, которые публично усомнились в эффективности лекарства.
Производитель Виферона амбициозно обещает пациентам быстрее справиться с ОРВИ или гриппом («заблокировав» вирус), а также снизить вероятность развития осложнений. В качестве доказательства эффективности лекарства на сайте приводят ссылку на одну единственную статью, и с научной точки зрения она не может считаться безупречной.
Во-первых, автор ссылается в основном на собственные исследования и не упоминает независимые источники. Во-вторых, выводы автора основаны на узких группах пациентов, а потому не могут автоматически распространяться на всех людей. И, наконец, статья открыто продвигает Виферон, не раскрывая потенциальный конфликт интересов.
Почему врачи могут назначать недоказанные препараты?
Казахстанский протокол по лечению ОРВИ и гриппа действует с 2019 года. В документе не упомянут ни Виферон, ни какой-либо другой недоказательный препарат. «В новых редакциях протоколов я вижу, что всё чаще используются международные клинические рекомендации как основа», — подтверждает доктор Квон.
Однако вместе с относительно новыми продолжают действовать и устаревшие инструкции для лечения тех или иных болезней. Не так давно депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов обратил внимание на то, что 70% протоколов не обновлялись от 5 до 12 лет. Например, с 2015 года в Казахстане не пересматривался действующий протокол лечения ботулизма. В нем, в частности, как дополнительное лекарство упомянут мельдоний, чья эффективность не доказана.
«Вообще протоколы диагностики и лечения должны обновляться каждые три года», — говорит Алуа Искакова, врач-клинический фармаколог. В реальности же этого не происходит, потому что в законах попросту не закреплено, кто обязан это делать. Искакова отмечает, что все зависит от инициативности отдельных врачей и специалистов, которые по своей воле и согласованию с Минздравом решают обновить документы.
Доктор Квон еще обращает внимание на то, что в некоторые медицинские системы, где врачи смотрят протоколы лечения, встроена реклама. Она может выглядеть как «информация партнеров» и при этом содержать названия конкретных лекарств. Даже если врач это понимает, такая подача всё равно может влиять на его восприятие, считает спикер.
Так, в инструкции по лечению ОРВИ и гриппа на одном из известных среди медиков сайте мы встретили рекламу противовирусного лекарства «Нобазит Форте». Оно не обладает доказанной эффективностью, а за пределами СНГ и вовсе не применяется, указывают авторы MedIQ.
По словам Искаковой, многие казахстанские врачи не умеют читать медицинские статьи и не ориентируются в том, что за исследования проводятся. В медвузах этому просто не учат, отмечает Элеонора Квон. Даже сама доктор признаёт, что до сих пор учится находить достоверную информацию.
«У студентов медицинского есть предмет под названием “доказательная медицина”. На нем изучаются разные виды исследований, но проблема в том, что его изучают на 2-3 курсах, а клинические дисциплины начинаются на 4-м. Таким образом студенты не всегда понимают, как полученные знания применять в клинической практике», — рассказывает семейный доктор.
Почему еще казахстанцы покупают такие лекарства?
Хотя опросы и показывают, что при покупке лекарств реклама для казахстанцев не играет большой роли, фармкомпаниям принадлежит значимая доля отечественного рекламного рынка. По данным K Research Central Asia, в 2024 году рекламодатели из категории «медицина и фармацевтика» поднялись с четвертого на третье место в топе, охватив 14,6% рынка Казахстана.
«Пациенты сталкиваются с активной и порой агрессивной пропагандой, рекламой различных средств или методов лечения, где продвижение продукции зачастую доминирует над достоверной медицинской информацией. В таких условиях ориентироваться действительно непросто», — подчеркивает Элеонора Квон.
Казахстанские власти, судя по всему, согласны с этим и нацелены на ограничение рекламы лекарств, однако последняя их попытка не увенчалась успехом. В прошлом году обсуждался запрет рекламы безрецептурных препаратов, однако рекламное сообщество тут же обратилось к президенту, чтобы откатить нововведения и войти в рабочую группу по обсуждению вопроса. В итоге никакие изменения в законы так и не внесли.
При этом действующий кодекс о здоровье все равно запрещает рекламу незарегистрированных и рецептурных лекарств в СМИ, наружную рекламу медпрепаратов, ссылки в рекламе на советы ученых и медиков, утверждения о безопасности и эффективности из-за природного происхождения и пр..
Соцданные же указывают на то, что провизоры — после врачей — выступают наиболее авторитетным источником рекомендаций при покупке лекарств. «Пациенты, приходя в аптеку как на прием врача, описывают свои симптомы, и провизор выбирает им препарат. Я также видела, как провизор мог напугать пациента назначениями врача и побудить его к отказу от лечения», — вспоминает Калиякпарова.
Как формируются закупки лекарств в Казахстане?
Пока вопрос с рекламой лекарств всё ещё обсуждается, с покупкой препаратов без доказательств за государственные деньги, кажется, разобрались. Хотя ещё пять лет назад Минздрав сам признавал, что такие лекарства закупали сразу в нескольких больницах по стране.
Лекарства для больниц и поликлиник в Казахстане централизованно закупает госкомпания «СК-Фармация». По закону она может приобретать около 1200 разных препаратов — все они выбраны из специального списка, куда включают только те лекарства, чья безопасность и эффективность научно подтверждены.
Так, в 2024 году больше всего денег «СК-Фармация» потратила на доказанные препараты против раковых заболеваний, спинальной мышечной атрофии, ревматоидного артрита, сахарного диабета второго типа, а также вакцины. На них пришлось порядка 20% от общего объема закупок.
Но Искакова не исключает, что казахстанцам все же могут прописать недоказанные препараты. «Они используются в некоторых стационарах, но это уже не из тех денег, которые мы платим как взносы в ОСМС, или бюджета. Это другой источник финансирования, который больница сама выбирает», — поясняет фармаколог.
При этом эксперты отмечают, что в список «СК-Фармации» попадают не все реально эффективные лекарства — по разным причинам. Из-за этого людям часто приходится покупать нужные препараты за свой счёт. Поэтому траты казахстанцев на лекарства с каждым годом только растут.
Как устроена система регистрации лекарств?
Ежегодно Национальный центр экспертизы лекарственных средств проверяет порядка 5 тыс. препаратов. Около 6% лекарств по итогам 11 месяцев прошлого года не допустили на рынок республики. Сомнительные или недоказанные данные по безопасности, эффективности и качеству — один из критериев отказа в регистрации.
Тем не менее, большая часть лекарств успешно проходит проверку: «У кого есть деньги, те и регистрируют препараты», — отмечает Искакова. Наши коллеги из Shishkin_like пару лет назад выяснили, что расценки на регистрацию одного лекарства доходят до 2 млн тенге (без учета допрасходов на прочие инспекции, сборы и работу с документацией).
Отдельной проблемой являются и сроки регистрации лекарств. После проверки госаудиторов об этом высказался депутат Аймагамбетов: по его словам, срок регистрации доходит до 1275 дней, тогда как у «нужных» компаний процесс занимает всего 25 дней.
«Во всех странах есть препараты с низкой доказанной эффективностью, но их не так много, как у нас. Потому что врачи там опираются на международные рекомендации, где этих препаратов нет. Когда у нас будет меньше спроса, будет меньше и предложения, меньше фармкомпаний, которые захотят свой очередной препарат с низкой доказанной эффективностью зарегистрировать», — считает врач-фармаколог.
Чем рискуют пациенты при приеме недоказанных лекарств?
Медицинская грамотность рядовых казахстанцев оставляет желать лучшего. «Наверное, половина пациентов все же плохо подкована в самых базовых вопросах здоровья. Было бы хорошо, если бы просветительская работа начиналась со школы или даже детского сада, чтобы потом людям не казалось чудом излечение рака с помощью соды», — считает Калиякпарова.
Врачи не сомневаются: прием лекарств с низкой доказанной эффективностью чреват, и денежные потери здесь — самый безобидный вариант развития ситуации. Квон подчеркивает, что пациенты могут столкнуться с ощутимыми побочными эффектами (особенно дети, пожилые люди и лица с хроническими заболеваниями).
«Более серьезным последствием является задержка адекватного лечения. Когда внимание сосредоточено на приеме средств без доказанной пользы, может быть упущено время для начала действительно необходимой терапии, что при некоторых заболеваниях увеличивает риск осложнений», — также акцентирует доктор. Например, давая заболевшему ребенку неэффективное противовирусное средство, родители могут потерять время и пропустить пневмонию, для лечения которой нужен антибиотик.
Наконец, регулярный прием бездоказательных препаратов формирует у пациентов ложное представление о лечении. А это, в свою очередь, снижает уровень доверия к медицинской системе, способствует самолечению и мешает принятию обоснованных решений в критических ситуациях.
Что может сделать каждый из нас?
Чтобы не стать жертвой бесполезных препаратов — а иногда и откровенных мошенников — стоит помнить несколько простых правил:
Принимайте лекарства только по назначению врача. Если сомневаетесь, не стесняйтесь получить второе мнение у другого профильного специалиста.
Проверьте, зарегистрировано ли лекарство. Это можно сделать на сайте Национального центра экспертизы.
Узнайте, есть ли у лекарства доказанная польза. На русском языке можно обратиться к Mediqlab.com, а из зарубежных онлайн-баз — к Drugs.com.
Сообщайте о побочных реакциях на прием препаратов врачу или оставляйте отзывы в мобильном приложении DariKZ.
Наша осведомленность — лучшая защита от ненужных трат, неэффективного лечения и ошибок, которые могут обойтись слишком дорого.
Пройдите тест и проверьте, насколько критично вы относитесь к назначениям лекарств, и знаете ли, как устроена система их контроля в Казахстане
Эта публикация финансируется Европейским Союзом в рамках проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории» (CARAVAN), реализуемого Internews. Ответственность за ее содержание лежит исключительно на авторе и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза и Internews.