В преддверии Всемирного дня влюблённых мы попросили театральную критикессу Ольгу Малышеву, авторку телеграм-канала «Оля ведёт в театр», рассказать о лучших, на её взгляд, алматинских спектаклях о любви.
Подборка, приуроченная к дате, не значит, что в театр нужно ходить только 14 февраля или 15 апреля (в этот день в качестве альтернативы международному февральскому празднику в Казахстане празднуется новый национальный День влюблённых – «Ұлттық ғашықтар күні». – Ред.), устроить свидание под спектакль можно в любое время.
Из всего списка симпатичных мне спектаклей про любовь только один выпадает на 13/14 февраля, однако билетов именно на эти даты на него уже нет. Это «Созвездия» театра ARTиШОК – история романа учёной Мэриен и пчеловода Роланда. Драматург Ник Пейн рассказывает, как их взаимоотношения могли бы развиваться в разных параллельных вселенных, а режиссёр Борис Павлович воссоздаёт эти вселенные через постоянно меняющийся порядок персонажей.
Билеты есть на 6 и 7 апреля – аккурат ко Дню Козы Корпеш и Баян Сулу.
Спектаклей по самой этой поэме про Козы и Баян, равно как и по пьесе Габита Мусрепова, в Алматы мало (зато в Астане в театре Куанышбаева очень занимательная феминистская версия: спектакль режиссёрки Гүлназ Балпейсовой «Баян Сұлу – Қозы Көрпеш»). Есть нестандартная версия на корейском языке. Спектакль «Поэма о любви» идёт на сцене Корейского театра, поставила его Дина Жұмабаева. Смотрится история лаконично, эклектично и энергично – в общем, must see.
Зато у другой классической казахской пьесы о любви, трагедии «Қарагөз» Мухтара Ауэзова, трактовок в алматинских театрах гораздо больше: рекомендую сразу три.
Во-первых, саундрама Фархада Молдағали в театре имени Мусрепова: очень интимная, тонкая, лиричная работа, оттенённая музыкой и хореографией. Во-вторых, динамичный, яркий и дерзкий спектакль Еліка Нұрсұлтана в театре Ауэзова, в котором режиссёр подчёркивает дистанцию между личным «хочу» и общественным «надо». И в-третьих, танцевальная драма Наташи Дубс и Флориана Бильбао в Немецком театре, где объединяются пластика, художественное чтение текста пьесы, личные истории занятых в спектакле артистов, а ещё костюмы очень красивые.
Но в Немецком театре мой любимый спектакль про любовь другой – это «Пробуждение весны». Правда, на него лучше всего идти не на свидание, а с подростками, с пометкой: может быть неловко и детям, и взрослым. Пьеса Франка Веденкинда – о сложностях пубертата, инстинктах и первом сексуальном влечении. Практически Sex Education, но не на Netflix, а в театре.
Если говорить о «блокбастерах» в театре, то главный в Алматы – это спектакль «Махаббат, қызық мол жылдар» в театре Мусрепова. Билетов на него нет никогда, их раскупают в первые полчаса после начала продаж, зато если удастся ухватить пару, они могут стать настоящим подарком. Это спектакль по роману Әзілхана Нұршайықова, и на популярность играет не только первоисточник, но и звёздный актёрский состав.
Самым же чувственным казахским прозаиком мне кажется Оралхан Бөкей, и в алматинских театрах есть сразу два спектакля по его повести «Қар қызы». В театре Ауэзова это крупный спектакль на большой сцене с декорациями в эстетике, близкой к мультяшной, и сама работа режиссёра Жұлдызбека Жұманбая забавная и легковесная. В театре Мусрепова с повестью работал режиссёр Шағуан Үмбетқалиев. Его спектакль камерный, с нестандартной выгородкой зала и погружением зрителей в волшебство текста писателя.
Финальной рекомендацией тоже станет классическая драматургия: не удивляйтесь, но это «Чайка» Чехова. И опять сразу две. Первая – водевиль в Корейском театре в постановке южнокорейского режиссёра Кан Те Сик с фантастически красивой хореографией Анны Цой. Вторая – «Шағала» Еліка Нұрсұлтана в театре Мусрепова, кинематографичный чёрно-белый спектакль с чувствами напоказ. «Чайка» не то чтобы пьеса про любовь, но в обоих спектаклях столько эротизма и химии между персонажами, что для свидания – самое то.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz