top of page

Медиасфера Казахстана: куда движемся?

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 24 апр.
  • 3 мин. чтения

 

Медиапространство Казахстана стремительно меняется: растёт медиапотребление, появляются новые платформы, формируется цифровая культура. Однако за этим ростом скрывается важный нюанс — аудитория всё больше фрагментируется, а старые и новые форматы существуют параллельно, не вступая в продуктивный диалог. Традиционные СМИ всё ещё преобладают количественно, но соцсети и мессенджеры уже стали главным источником информации для большинства казахстанцев.

 

При этом бурный рост числа каналов и платформ не всегда сопровождается качественным обновлением контента или институциональной зрелостью. Страна уверенно движется в сторону цифрового будущего — но с багажом нерешённых вопросов по части доверия, регулирования и этики. К таким выводам пришли авторы доклада о состоянии информационной сферы Казахстана, который опубликовало недавно министерство культуры и информации.


Статистика и тренды

 

По состоянию на март 2025 года в Казахстане насчитывалось 4529 СМИ, включая 2 986 печатных изданий, 235 телеканалов, 96 радиостанций и 1 212 интернет-ресурсов. Кроме того, зарегистрировано 303 иностранных телеканала, из которых более 200 – российские.

 

Однако в реальности казахстанцы сейчас потребляют информацию в основном в интернете. При этом лидерами по количеству пользователей являются YouTube — 13 млн пользователей, Instagram — 10,45 млн и TikTok — 10,41 млн. А вот X, Facebook и Вконтакте теряют свою популярность – ими пользуются 384 тыс., 2 млн и 5,7 млн соответственно. Ключевыми каналами для получения новостей являются мессенджеры Telegram и WhatsApp.

 

ИИ: революция без гарантий

 

По мнению Минкультуры, искусственный интеллект(ИИ) сегодня уже не просто модный тренд, а реальный игрок в медиасфере. Он генерирует тексты, сценарии и изображения, подбирает персонализированный контент, создаёт deepfake-видео и синтетические голоса.


В других странах ИИ уже составляет конкуренцию журналистам из плоти и крови: в 2023 году немецкое издание Bild заявило о сокращении региональных подразделений и грядущем увольнении 200 сотрудников, которые из-за широких возможностей ИИ стали просто не нужны. И это не случайность, а четкая тенденция, которая со временем доберется и до нашей страны.

 

Но при всех своих очевидных плюсах ИИ несёт серьёзные риски:

 

  • производство фейков и манипулятивного контента;

 

  • сбор и анализ персональных данных;

 

  • размывание этических стандартов и подрыв доверия к СМИ.

 

Чего хочет аудитория?

 

Современный пользователь — не просто читатель, констатирует Минкультуры. Он участник, редактор и критик в одном лице. Больше всего казахстанцев интересуют:

 

  • оригинальный и нестандартный контент: авторские проекты, независимые блоги, подкасты;

 

  • образование и саморазвитие: видеолекции, вебинары, онлайн-курсы;

 

  • локальный контент: сериалы, музыка и фильмы на казахском языке.

 

При этом все большую популярность набирает мобильный контент, то есть тот, который можно потреблять с мобильных телефонов — рилсы, сторис, короткие текстовые сообщения и т.д.

 

Что делать?

 

По мнению авторов доклада, всем участникам медийного поля придется адаптироваться к ситуации.

 

Телевидению нужно конкурировать со стриминговыми платформами, переходить в онлайн и осваивать VR.

 

Печатным СМИ не выжить без цифровизации и монетизации. Ключ — подписки, премиум-контент и видеоформаты.

 

Социальным медиа важна борьба с фейками и формирование безопасной среды.

 

Глобальной задачей для всех СМИ является повышение медиаграмотности: населению сегодня особенно нужны навыки критического мышления и цифровой безопасности.

 

«Следует развивать у аудитории совокупность навыков и умений, которые позволят анализировать, оценивать и проверять на достоверность ту или информацию, полученную из СМИ и соцсетей. Высокий уровень медиаграмотности помогает людям быть более устойчивыми к манипуляциям и влиянию со стороны недобросовестных источников, а также понимать, какие интересы стоят за различными сообщениями. Граждане с высоким уровнем медиаграмотности могут более эффективно участвовать в демократическом процессе, принимая информированные решения на основе правдивой информации и участвуя в общественных дискуссиях. Помимо этого, медиаграмотность включает в себя и умение защищаться от киберугроз, таких как вирусы, фишинг, мошенничество и другие виды кибератак», - резюмируют авторы доклада.

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page