top of page

Местную полицейскую службу в Казахстане распускают

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 18 апр.
  • 2 мин. чтения



Очередная реформа возвращает полицию Казахстана в 2016 год. Депутаты в первом чтении приняли большой пакет поправок, которые касаются правоохранительной деятельности.



Одним из ключевых изменений стало исключение из «Закона об органов внутренних дел» статьи 9-1 «Местная полицейская служба». Как заявили депутаты,  «указанную службу предлагается реорганизовать, создав два Управления по профилактике правонарушений и обеспечению общественной безопасности».


 


История


 


МПС, как отдельная структура в правоохранительной системе, официально появилась 1 января 2016 года как реализация 30 шага Плана Нации. Новая структура объединила подразделения участковых инспекторов, ювенальной, дорожно-патрульной, природоохранной полиции, по защите женщин от насилия.


 


Основой реформы стала децентрализация полиции, то есть передача МПС на откуп местным властям.


 


Уже весной того же года Игорь Лепеха (вице-министр МВД), тогда возглавлявший Комитет административной полиции, отметил, что «можно с уверенностью констатировать: снижения правоохранительного потенциала полиции не произошло». Напротив,


«…отдельные показатели работы значительно улучшились за счёт освобождения подразделений МПС от выполнения несвойственных им функций», –отметил Лепеха.


 


Какие «несвойственные функции» выполняли подразделения до этой реформы, не уточнялось. Да и в последующем, вплоть до прошлого года, со стороны МВД в сторону МПС нареканий не звучало. В отчётах звучали только положительные результаты работы полиции, в том числе и подразделения МПС.


 


Причины



Поэтому довольно странно, что МВД, как разработчик законопроекта, вновь заговорило о «несвойственных функциях». В документе, размещённом на сайте мажилиса, говорится, что с организацией МПС 9 лет назад вышла ошибка.



«Выполнение прямых задач по обеспечению общественного порядка, профилактике правонарушений и обеспечение дорожной безопасности стало второстепенной функцией, так как местные исполнительные органы для МПС стали определять иные задачи – как выявление нарушений правил благоустройства, вывоз отходов со строительных объектов и др...».


 


Мировой опыт


 


В 2016 году МВД утверждало, что создание МПС стало взвешенным и продуманным решением, принятым на основе «глубокого анализа, в том числе и международного опыта».


 


И действительно, примеры децентрализованных структур, когда полиция подчиняется не МВД, а местной власти, можно видеть в таких странах, как Канада, Австралия, Германия, США. И это успешный опыт, который используется в этих странах чуть ли не сотню лет.


 


Однако эти структуры разительно отличаются по степени автономности полицейских подразделений.


 


В США шериф в принципе не подчиняется ни центральной, ни местной властям. В большинстве штатов должность выборная, единственное –кандидатура шерифа утверждается Верховным судом штата, который в свою очередь тоже не имеет над собой начальников из центра или местной власти.  


 


В Японии начальники полиции префектур, казалось бы, предлагаются центром, но утверждаются уже местными специальными комиссиями. При этом полиция подотчётна местной власти, но только в рамках своих прямых обязанностей – охрана общественного порядка.


 


Чёткого ответа, почему децентрализация не сработала в Казахстане и МВД возвращает полицию под своё крыло, пока нет.


 

 


Фото: gov.kz


 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

bottom of page