Минздрав перекладывает финансирование медицины на население и бизнес
- Свидетель.kz
- 29 нояб. 2024 г.
- 4 мин. чтения

В борьбе за повышение качества медуслуг в Минздраве намерены реформировать систему обязательного медицинского страхования.
В консультативном документе к будущему проекту Закона «О внесении изменений и дополнений» расписаны проблемы, причины и пути их решения, и даже просчитаны риски нововведений. Однако создаётся впечатление, что в Минздраве не совсем уверены в эффекте, поэтому указали минусы нововведений, которые, по сути, нивелируют плюсы. Однако с полной уверенностью можно сказать, что уже через два года планируется львиную долю финансирования системы здравоохранения переложить на плечи населения и бизнеса.
По мнению чиновников, есть три основные проблемы:
Отсутствие чёткого разграничения пакетов гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС).
Низкий уровень охвата населения в системе ОСМС.
Недостаточное финансирование медпомощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.
Но проблемы исключительно «организационно-правового характера», то есть достаточно кое-что изменить в законах, что Минздрав и предлагает.
Разграничение пакетов
В обосновании, которое представлено как «Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы», разработчики отсылают к Посланию президента от 2 сентября 2024 года.
«Надо сформировать единый пакет базовой государственной медицинской помощи, сбалансированный с точки зрения возможностей и обязательств бюджета. Всё, что сверх него, должно оплачиваться через систему страхования»,
– сказал президент.
И как сказано в консультативном документе, чёткое разграничение пакетов – один из этапов выполнения поручения.
Что предлагается
В Минздраве заявили, что «гражданам, медицинским работникам и общественности сложно понять два перечня медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС в связи с наличием смежных пакетов услуг, частого перекидывания услуг из одного пакета в другой из-за дефицита в республиканском бюджете (с 2020 года из ГОБМП в ОСМС).
Поэтому для простоты понимания в бесплатном пакете остаются:
Туберкулез.
ВИЧ.
Хронические вирусные гепатиты и цирроз печени.
Злокачественные новообразования.
Психические, поведенческие расстройства.
Орфанные заболевания (редкие формы болезней).
Острый инфаркт миокарда.
Экстракраниальные заболевания брахиоцефальныхартерий (инсульты).
Важно
В рамках ГОБМП с 2027 года специализированная медпомощь в стационарных условиях в экстренной форме будет оказываться незастрахованным в системе ОСМС лицам только при состояниях, угрожающих жизни.
Также в пакет ГОБМП будут включены объёмы медицинской помощи онкогематологическим пациентам, скрининги на онкологические заболевания и консультативно-диагностическая помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний для обеспечения ранней профилактики.
Ожидаемый позитив
Повысится качество и доступность медицинской помощи
Тарифы на медицинские услуги скорректируются в соответствии с реальными затратами.
Ожидаемый негатив
Риски недоступности медицинской помощи лицам, не застрахованным в системе ОСМС, состоящим на диспансерном учёте с социально значимыми и хроническими заболеваниями.
Низкий уровень охвата населения
В документе указано, что около 3,5 млн человек остаются вне системы ОСМС.
В основном это лица, не имеющие официального места работы. Для исправления ситуации предлагается возложить на местные органы обязанность оплачивать за таких граждан страховые взносы. Но только за тех, кто попадает под категории «D» и «E» (с очень низким доходом).
Ожидаемый позитив
Наиболее уязвимые слои населения получат доступ к медуслугам, таких, по данным Минздрава, около 1 млн человек. Акиматы более активно займутся вопросами занятости населения.
Ожидаемый негатив
Рост расходов местных бюджетов на уплату взносов на ОСМС за лиц, относящихся к категориям D и E социального благополучия.
Недостаточное финансирование
Предлагается поэтапное повышение ставок взносов государства.
Кроме того, снова озвучена идея увеличить верхний предел ежемесячного дохода для определения суммы взноса на ОСМС с 10-кратного до 50-кратного минимального размера заработной платы.
В Минздраве приводят пример:
Сейчас человек с заработной платой 800 тысяч тенге платит взносы в размере 16 тысяч тенге, что почти равняется взносам человека с доходом более 1 миллиона тенге – 17 тысяч тенге. Это несоответствие устраняется новым подходом.
Ожидаемый позитив
Доступность к медуслугам независимо от дохода.
Восстановление социальной справедливости.
Соблюдение основополагающего принципа – богатый платит за бедного.
Ожидаемый негатив
Рост нагрузки на бизнес, государственный и местные бюджеты.
Международный опыт
Ещё в 2008 году эксперты, говоря о мировых тенденциях, пришли к выводу:
Наличие медицинского страхования неравнозначно всеобщему доступу к услугам здравоохранения. На практике страховка есть у всех, но медуслуги в её рамках «дозируются», или людям приходится подолгу ждать очереди на лечение.
Рост затрат на систему здравоохранения характерен для всех стран, порождая дефицит бюджета, повышение налогов и сокращение социальных льгот.
В странах, где акцент делается на госконтроле над здравоохранением, граждане с наибольшей вероятностью сталкиваются с «листами ожидания», нормированием услуг, ограничениями на выбор врача и иными препятствиями в сфере медпомощи.
Лучшей системой здравоохранения считается модель Сингапура
Бесплатного пакета медпомощи здесь нет, но есть три источника финансирования:
Личный обязательный накопительный медсчёт (от 8,5% дохода и выше, чем старше гражданин, тем меньше взнос). Ни к какому фонду счёт не привязан, но деньги с него можно тратить только на медуслуги даже в госбольнице, которых на порядок больше, чем частных.
Такой подход побуждает потребителя внимательней относиться к своему здоровью, а клиники — предлагать качественные услуги за меньшие деньги. Потребитель сам решает, в какую больницу обратиться. Государством субсидируется часть расходов, но в основном только в стационарах. Сумма субсидий зависит от комфорта палаты. Чем больше комфорт, тем меньше субсидии.
Страховой полис. Его, как правило, приобретают уже в пожилом возрасте на деньги, накопленные на личном медсчёте. Полис предусматривает более широкий круг субсидируемых услуг. К тому же при достижении 66 лет гражданину начинает поступать премия от государства. Чем старше, тем больше премия, плюс скидки на медуслуги. Все накопления на счету и по полису передаются по наследству.
Идея простая: если человек ведёт активный и здоровый образ жизни, то в молодости он практически не тратится на врачей. Поэтому постоянно действуют различные программы правительства по доступности к спортивном объектам и санаториям. Кстати, в 2023 году средняя продолжительность жизни в Сингапуре составила 84 года, в Казахстане – на 10 лет меньше.
Госфонд для малоимущих. Фонд был создан в 1990-хгодах. Из бюджета выделили 200 млн долларов. Инвестиционное управление полностью перекрывает расходы, к 2020 году в фонде уже около миллиарда долларов, и деньги используются на модернизацию медтехники и научные исследования.
Сингапур полностью содержит госбольницы, но получается, что делит расходы на развитие здравоохранения с населением. Бюджет Сингапура на сферу медицины составляет около 4,5% ВВП. В Казахстане это 2,8%.
Фото: shutterstock.com/Nurlan Tastanbekov
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ