top of page
Фото автораПолитпросвет.kz

Минздрав сокращает тарифы на лечение онкобольных, депутаты против


 

На днях депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов сообщил, что министерство здравоохранения приняло решение сократить выделяемые из бюджета средства на лечение онкологических заболеваний в среднем на 20%. Соответствующий приказ вводится в действие уже завтра, 11 июня 2024 года.

 

«Фактически без обсуждения, кулуарно был принят приказ, которым без достаточных исследований и адекватных расчетов просто по всем клинико-затратным группам пролеченного случая по новообразованиям срезаны деньги. Кто в итоге пострадает от этого приказа? Сколько это человеческих жизней и судеб? Какое есть научное обоснование, кроме сбивчивой и поверхностной информации чиновников? Почему одним росчерком пера, без всестороннего изучения, принимаются такие важные решения?», - написал Аймагамбетов в своем телеграмм-канале.

 

В ответ Минздрав заявил, что такое решение было принято в связи с тем, что больницы неэффективно расходуют выделенные средства. Так, в шести медучреждениях, занимающихся лечением онкобольных, выявлены многочисленные нарушения утвержденных стандартов и правил оказания медицинской помощи, а также финансовые нарушения на сумму свыше 18 млрд тенге.

 

«Вместе с тем, по итогам 2023 года общая сумма полученной онкологическими центрами страны прибыли составила более 31,8 млрд тенге. Согласно приказу о тарифообразовании на медуслуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи тарифы не предусматривают получения прибыли, а также расходы на приобретение основных средств», - сказано в сообщении министерства.

 

Сегодня эту ситуацию обсудили на выездном заседании Комитета по социально-культурному развитию на тему «Проблемы и перспективы развития онкологической службы». В ходе мероприятия Асхат Аймагамбетов заявил, что решение о снижении тарифов очень сильно ударит по онкобольным и снизит их шансы на выживание. В качестве примера он привел тот факт, что сейчас пациенты в отдельных случаях получают не только стандартную химиотерапию, но и дорогостоящие таргетные препараты. В частности, при раке молочной железы применяется препарат «Кадсила», чья стоимость на 1 курс составляет 1,9 млн тенге.

 

- При прежних тарифах возмещение по клинико-затратным группам из бюджета составляло 1,81 млн тенге. То есть на 114 тыс. тенге меньше, чем стоимость препарата. А теперь, при обновленных тарифах, когда просто вырезали хирургическим методом эти деньги, дефицит средств на данный курс составит почти 500 тыс. тенге, - посетовал депутат.

 

По словам Асхата Аймагамбетова, когда-то такие препараты получали лишь 5-10% пациентов. На сегодняшний день, благодаря тому, что глава государства в свое время поручил увеличить финансирование, ими лечатся порядка 50-70% больных.

- Но если сейчас эти деньги срежут, кто пострадает? Смогут ли 50-70% граждан получать те же самые таргетные современные дорогие препараты? Вопрос открытый. Другой пример – это проведение крупных комбинированных,  лапароскопических операций. Лапароскопические операции намного затратнее, чем полостные. Когда тариф снижается, понятное дело, что больницы вынуждены  будут отойти от лапароскопических операций и перейти на обычные.А это медленное заживление, пациент дольше будет находиться в стационаре. И это даже экономически менее выгодно, уже не говоря о моральных константах. Поэтому в целом считаем целесообразным пересмотреть подходы к финансированию, - сказал он.

 

Первый вице-министр здравоохранения Тимур Султангазиев в свою очередь заявил, что снижение тарифов на оплату медицинских услуг не отразится на доступности и качестве медицинской помощи для онкобольных: все утвержденные стандарты и клинические протоколы остаются, включая обеспечение лекарственными средствами.

 

- При формировании тарифов в них не заложены рентабельность, закрытие кредиторской задолженности или основных средств, капитальных затрат. Сейчас уже начат процесс по рекалибровкетарифов в онкологической службе на основании затрат. До 1 января 2025 года будут новые тарифы с учетом фактических затрат в медицинских организациях. Кроме того, с нашей стороны – министерством здравоохранения, Комитетом контроля качества и Фондом социального медицинского страхования будет усилен контроль за оказанием качества медицинской помощи онкологическими диспансерами и получением все необходимой помощи онкопациентами, - сказал вице-министр.  

 

Он также сообщил, что сэкономленные на онкобольных деньги пойдут на другие нужды.

 

- Высвобожденные средства по онкологической помощи в первую очередь пойдут на увеличение тарифов родвспоможения и детства. На неонатологию, на такие направления, как неврология, аллергология, эндокринология в детстве и физиологические роды, на которые на сегодняшний день тарифы очень заниженные, - пояснил Тимур Султангазиев.  

 

Однако, по мнению Асхата Аймагамбетова, нельзя решать проблемы одних пациентов за счет других.

 

- Когда вы говорите: мы режем деньги, чтобы высвободить деньги для других сфер, это звучит, как бы это сказать, трудно для восприятия. Потому что все больные должны получать необходимые услуги. Это не должно быть за счет какой-то группы, за счет онкологических больных, - сказал он.

 

Для справки

 

По данным Минздрава, на сегодняшний день в Казахстане на динамическом наблюдении находятся 222 380 онкобольных, по сравнению с прошлым годом их количество выросло 7,1%. За 4 месяца 2024 года было выявлено 13 278 новых больных, среди них 5882 мужчины и 7396 женщин. На первом месте по распространенности стоит рак молочной железы – 13,4%, затем рак легкого – 9,5%, колоректальный рак – 9,4%, рак желудка – 7% и рак шейки матки – 4,5%.

 

За 4 месяца 2024 года умерли 4060 пациентов. Из них наибольшее количество – от рака легкого – 15,9%, рака желудка – 11%, колоректального рака – 10,9%, рака молочной железы – 7,7% и рака поджелудочной железы – 6,1%.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page