
В Мажилисе находится законопроект по внесению изменений в ряд законов, которые касаются образования.
Вот ключевые поправки в Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога»
Законопроектом значительно сокращаются функции как Министерства просвещения, так и Министерства высшего образования и науки. Обоснование – «в целях исключения излишней законодательной регламентации норм».
Так, из 115 существующих обязанностей Министерства просвещения остается только 18.
Министерство высшего образования оставляет за собой больше обязанностей – 23 из 29 существующих.
Чем будет заниматься минпрос
Аттестация и контроль организаций среднего и дошкольного образования, лицензирование и аннулирование разрешений на работу, выдача предписаний и контроль их исполнения.
Определять и утверждать базовые учебники и учебно-методические комплексы по отдельным предметам для организаций среднего образования.
Утверждать государственный образовательный заказ на среднее образование в частных организациях образования.
Утверждать предельный размер родительской платы за обучение.
Обеспечивать учебниками и учебно-методическими комплексами республиканские организации среднего образования, а также соотечественников, обучающихся в зарубежных школах.
Ежегодно предоставлять национальный доклад о состоянии развития дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования.
Чем не будет заниматься минпрос
Обеспечивать соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области образования. Кто этим будет заниматься, в законопроекте не указано.
Утверждать правила организации питания учащихся в подконтрольных ему учреждениях, формировать перечень недобросовестных поставщиков питания.
Управлять качеством образования, утверждать типовые учебные программы для детсадов и школ, правила проведения экспертизы и апробации учебных программ и порядка образовательного мониторинга.
Заниматься гарантированным госнормативом сети организаций образования в зависимости от плотности населения и отдаленности от населенных пунктов.
Определять сроки начала и окончания учебного года и утверждать требования к обязательной школьной форме.
Нововведения
Не исключено, что разработчики законопроекта объединили исчезнувшие 97 пунктов компетенцией, в том числе утверждение положения о знаке «Алтын белгі», правил присвоения званий «Лучший педагог» и т.д. в одну компетенцию – «...разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».
Расширено понятие «академическая мобильность».
Если ранее академической мобильностью могли воспользоваться студенты и преподаватели только организаций высшего и послевузовского образования, то теперь предлагается дать такую возможность и организациям технического и профессионального, послесреднего образования (ТиППО).
Цель – обеспечить доступ вышеназванных организаций к технологии кредитного обучения, что, по мнению разработчиков законопроекта, расширяет возможности дальнейшего трудоустройства учащихся, развивает сотрудничество и конкурентоспособность организаций ТиППО.
Организациям ТиППО разрешат готовить студентов исключительно через дистанционную форму обучения. Разработчики ссылаются на мировой опыт, где существуют полноценные программы онлайн-обучения, тогда как в учебном процессе казахстанских колледжей дистанционное обучение составляет не более 20%.
В самом законопроекте четко не оговорено, каким критериям должны соответствовать колледжи для запуска полноценного онлайн-обучения, но в обосновании нормы разработчики указали, что…
«необходимо наличие цифровой инфраструктуры, кадрового состава, системы оценки эффективности учебного процесса и т.д.».
Государство будет поддерживать, в том числе и финансами, социально уязвимые категории не только тех детей, кто учится в государственных школах, но и тех, кто посещает частные. То же касается и государственного образовательного заказа – законопроект предлагает размещать его и в частных средних образовательных заведениях.
Планируется внести субсидирование затрат на проживание иногородним студентам в общежитиях непосредственно в госзаказ.
Организации дополнительного образования детей (ДОПО) снова берут под контроль.
В 2011 году для внешкольных организаций отменили лицензирование деятельности, что в конечном итоге привело к отсутствию в подобных организациях соблюдения даже элементарных санитарных норм, не говоря уже о качестве состава воспитателей.
Предлагается внедрить для организаций ДОПО процедуру уведомительного характера с внесением таких организаций в единый реестр. Это позволит вести учет, координировать и контролировать качество услуг.
В Законе о статусе педагога появится статья 3-1, в которой указаны задачи Закона:
обеспечение социальных гарантий педагогам;
ограничение на осуществление педагогами несвойственных функций;
совершенствование своих знаний на основе новейших достижений науки, техники и культуры;
соблюдение педагогами положений педагогической этики.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ