top of page
  • Фото автораShishkin_like

Минюст внес первые изменения в перечень предоставляемых о компаниях данных

Вместо ФИО пользователям дают ИИНы руководителей и учредителей


С начала этой недели вступили в силу «изменения по передаче данных о руководителе/учредителе/бенефициарном собственнике юридического лица», которые якобы в целях защиты персональных данных недавно анонсировало Министерство юстиции. Как мы писали ранее, пока нововведения коснулись лишь одного сервиса из базы данных «Юридические лица» — «Предоставление полных регистрационных сведений о юридическом лице по БИН». Теперь по запросу пользователям предоставляют не ФИО действующих руководителя и учредителей, а их индивидуальные идентификационные номера.


В двух проектах, занимающихся анализом контрагентов, нам сообщили, что профильное ведомство никак не аргументировало вводимые изменения и попросту поставило пользователей базы данных перед фактом. В обоих случаях компании вынуждены были спешно адаптировать свой код, чтобы предоставлять клиентам ФИО участников юрлица, опираясь на данные из других открытых источников.


Напомним, согласно Предпринимательскому кодексу, и ФИО, и ИИН субъекта предпринимательства относятся к общедоступной информации. На этот же кодекс ссылалось МЦРИАП, опровергая наши опасения по поводу попыток властей скрыть собственников бизнеса посредством внедрения сервиса контроля доступа к персональным данным (КДП).


Теперь сервис по предоставлению полных регистрационных сведений о юридическом лице по БИН фактически отключен от сервиса КДП и предоставляет, как минимум, части пользователей данные в ограниченном виде (без ФИО). Отметим, в базе данных «Юридические лица» несколько десятков сервисов — в том числе, информационных. Коснутся ли их в будущем изменения, никто из наших источников не знает, однако предполагается, что Минюст продолжит работу в этом направлении.


В этом смысле особое беспокойство вызывает доступность в будущем сервиса по предоставлению сведений об аффилированных лицах юридического лица, а также получению информации обо всех регистрационных действиях компании (именно в них содержатся данные о прошлых руководителях и учредителях). Пока обе возможности сохраняются без необходимости запрашивать разрешение на доступ к персональным данным.


В ближайшее время мы намерены обратиться в министерство юстиции для разъяснения уже реализованных и планируемых изменений. Ведомство уже не в первый раз создает препятствия для доступа к информации о бенефициарах юридических лиц — в 2015 году тогдашний глава министерства Берик Имашев фактически подарил клиентам Центрального депозитария ценных бумаг шанс самостоятельно определять, что, по их мнению, является конфиденциальной информацией.


Между тем, не только упомянутый выше Предпринимательский кодекс, но и другие правовые акты — в частности, законы «О ценных бумагах», «О товариществах с ограниченной ответственностью», Гражданский кодекс — относят сведения о крупных акционерах компаний, учредителях и участниках ТОО к открытым, не составляющим коммерческую тайну.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page