С 31 августа 2024 года владельцы электрокаров могут безбоязненно подзаряжать аккумуляторы в паркингах и на стоянках у дома. Но… всего 18 дней. В последний день августа вступили в силу изменения в Правила пожарной безопасности. В действующих Правилах подпункт 5 пункта 1080 гласит:
«В боксах, паркингах, помещениях для стоянки транспортных средств, помещениях производственных гаражей, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта не допускается… подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспортных средствах, а также в неприспособленных для этих целей помещениях».
За нарушение согласно статье 410 КоАП штраф для физлиц 5 МРП и 10МРП –за повторное нарушение в течение года. С появлением в стране большого количества электромобилей на литиевых батареях, которые не представляют пожарной опасности, в обществе пошла волна возмущений, поскольку их владельцев стали штрафовать за подзарядку вне специальных АЗС, которых слишком мало в городах. И МЧС внесло изменение в 5 подпункт, добавив фразу: «за исключением электромобилей».
Электрозарядная станция
Однако с 18 сентября вступает в силу нормативно-правовой акт, который не просто возвращает штрафы за подзарядку электромобилей на паркинге или во дворе дома, но и увеличивает их. В частности, речь идёт об изменениях в Закон «Об электроэнергетике». Там появится определение электрозарядной станции: электроустановка, предназначенная для зарядки механических транспортных средств, оснащённых электрическими двигателями. Также появится новая статья 9-5, которая гласит: «Потребление электрической энергии электрозарядными станциями не относится к бытовому потреблению».
То есть владелец электромобиля, который заряжает аккумулятор, подключаясь к электросети собственного или многоэтажного дома (как раз бытовое потребление), будет нарушать «…установленный режим энергопотребления». Согласно статье 300 КоАП штраф для физлиц – 15 МРП. Если заряжать на парковке возле офиса, то для крупного предпринимательства штраф 200 МРП.
Сколько ЭЗС в Казахстане?
Ситуация с развитием инфраструктуры для электромобилей остаётся непонятной.
В ноябре 2023, по официальной информации, по всему Казахстану насчитывалось 112 электрических зарядных станций (ЭЗС). В Астане – 51, в Алматы – 52, в Павлодаре – 5, в Костанае – 2, в Актау -1 и ещё одна ЭЗС – на автодороге Астана – Щучинск.
В январе 2024 года ситуация не изменилась. Однако уже вфеврале официальная статистика говорила о 180 ЭЗС. То есть меньше, чем за месяц их кол-во выросло на 68 единиц.
По данным тех же статистиков, которые вышли уже в марте, на 1 февраля в стране начитывалось уже 269ЭЗС. Из них в Астане –101 и 130 – в Алматы.
В апреле этого года вышел приказ Минпрома, согласно которому в каждом населённом пункте страны должна быть установлена инфраструктура для зарядки электромобилей. Ответственность возложена на местные исполнительные органы. Сроки исполнения приказа не указаны.
В конце апреля также появилась информация, что Минтранспорта подписало меморандум с британской компанией, которая построит 250 зарядных станций по всему Казахстану.
В мае депутаты Мажилиса приняли законопроект, согласно которому все новые ЖК должны быть оборудованы специальным местом под размещение ЭЗС. На уже застроенных территориях бизнесу выделяются земельные участки под ЭЗС на аукционной основе. Ответственность несут акиматы.
В июне «КазАвтоЖол» заявил, что единственный оператор ЭЗС – это компания Kazenergy, которая уже установила 150 станций, из них порядка 50 – вдоль автодорог республиканского значения.
«В планах по Казахстану установить около 220 зарядных станций для электромобилей, из них порядка 90-100 – вдоль республиканских дорог. В этом году они планируют установить порядка 40 единиц вдоль республиканских трасс. Там сложностей нет. Уже есть электричество и площадки, нужно просто установить»,
– сказал глава компании Дархан Иманашев.
На днях одно из информационных агентств со ссылкой на данные Минтранспорта сообщило, что в стране насчитывается 351 ЭЗС. Из них в Алматы –283, Астане – 21, Шымкенте – 11. И сегодня прорабатываются вопросы по дополнительной установке в регионах 212 ЭЗС в 2024-2025 годы.
Цифры и факты
В среднем на медленной зарядке автомобилю необходимо заряжаться 10-12 часов, на быстрой – час-полтора. Специалисты рекомендуют чередовать медленную и быструю зарядку, так как часто пользоваться быстрой зарядкой нельзя, это приводит к быстрому износу батареи. По данным экспертов, к 2030 году в Казахстане будет насчитываться 25 электрокаров на одну ЭЗС.
Фото: shutterstock.com/somkanae sawatdinak
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ