Мопеды взяли под контроль – курьеры пересели на электровелосипеды
- Свидетель.kz
- 25 апр.
- 3 мин. чтения

Апрель не принёс ожидаемого порядка на дорогах мегаполисов Казахстана. Пока можно назвать два очевидных результата введения закона о мопедах, который начал действовать с 5 апреля.
Неожиданно «зависли» приложения, через которые можно было оформить автостраховку ОГПО. Официальная версия – технические работы в связи с изменениями в правилах расчёта бонус-малуса. Они вступили в силу с 7 апреля. Через 9 дней, когда база «отвисла», стоимость обязательной страховки резко увеличилась, в первую очередь, для водителей мопедов. Если в конце марта мопедист, получивший права только в этом году, выложил за ОГПО 18 тысяч тенге, то сейчас, при таком же водительском стаже и в той же страховой компании, это обойдётся уже в 28 тысяч тенге.
Резкое сокращение мопедов на дорогах, как минимум, Алматы. Поскольку курьеры служб доставки пересели на электровелосипеды, которые не попадают под действие закона, а значит, для них водительские права не требуются.
Причём не последнюю роль сыграли и сами компании доставки. Как сообщает деловое издание «Курсив», в пресс-службе Glovo заявили, что «начали подготовку к изменениям ещё в прошлом году. Курьерам, которые не успевают получить права, предлагают альтернативные виды транспорта – велосипеды, электровелосипеды или пешую доставку. При этом после 5 апреля число активных курьеров, по прогнозам сервиса, останется на прежнем уровне».
Судя по количеству появившихся электровелосипедистов, в Алматы получить права «не успели» многие. И можно предположить, что и не собираются этого делать. В частности, для курьеров мопед был инструментом единственного заработка и проще пересесть на электровелосипед, чем тратить время на зазубривание правил ПДД и процесс получения прав, регистрацию и так далее.
В итоге на дорогах и тротуарах мегаполиса безопасней не стало. Электровелосипеды могут развивать скорость до 40-50 км/ч. Но это усреднённые данные, так как существуют и детские электровелосипеды, которые могут ехать со скоростью до 20 километров, и профессиональные, способные разгоняться свыше 60 км/ч. То есть, по сути, от мопедов они отличаются только педалями, но это выводит их из-под действия закона.
Что говорит закон
Понятия «электровелосипед» в казахстанском законодательстве нет. Согласно поправкам от 2023 года,они, скорее всего, попадают в категорию «малое электрическое транспортное средство», то есть в один ряд с чисто педальными велосипедами и электрическими самокатами.
Правила управления такие же, как для велосипедов и самокатов:
Пересекать пешеходный переход только ногами,
двигаться по спецдорожкам или по правой стороне проезжей части, при этом запрещены поворот налево по проезжей части и езда по тротуарам.
Однако, как показали последние две недели, бывшие мопедисты как игнорировали правила ПДД, так и продолжают их игнорировать, пересев на электровелосипеды.
Чего ждать
На днях замминистра внутренних дел Санжар Адиловзаявил, что МВД работает над изменениями, касающимися регулирования водителей электросамокатов и велосипедов. В частности, обсуждается идея о введении для этих видов транспорта государственных регистрационных номеров.
– Мы изучали опыт Швейцарии, где номера есть не только у самокатов, но и у велосипедов. Эта практика может быть актуальной и для Казахстана. Сейчас ведётся активная нормотворческая работа,
– отметил Адилов.
Правда, пока непонятно, как эта мера будет внедряться. Наличие госномера подразумевает и наличие водительских прав. Правда, непонятно, какие велосипеды имел в виду замминистра, включая электро или нет?
Если самокатчиков и педальных велосипедистов обяжут сдавать экзамен и получать права, то как это коснётся детей? Будут какие-то возрастные критерии? Или детям запретят выезжать с дворовой территории? А как быть с крупными массивами частного сектора, где проезжая часть и тротуар – это одно и то же? В общем, вопросов много и ответы на них мы получим, когда МВД разродится новыми нормативно-правовыми актами.
Поэтому ситуация с электровелосипедами может развиваться так же, как и с мопедами. Год-полтора будет копиться трагичная статистика ДТП, потом ещё год разрабатываться очередные поправки, и году в 2027-2028, возможно, электровелосипеды приравняют к мопедам со всеми вытекающими.
Зарубежный опыт
Во многих странах электровелосипеды выделены в отдельную категорию транспорта и классифицируются по мощности аккумулятора, то есть по скоростным возможностям.
В России электрические велосипеды мощностью от 250 до 4000 Вт приравниваются к мопеду. То есть для управления такой техникой необходимо наличие водительского удостоверения категории «М», которое получают после обязательного обучения в автошколе. Если уже есть одна из категорий – «А», «В», «С» и/или «Д», то категория «М» присваивается автоматически.
В США в соответствии с законом, принятым ещё в 2001 году, управление электрическим велосипедом не требует водительских прав, если транспорт имеет полностью работоспособный педальный привод и мощность электродвигателя не превышает 750 Вт, а максимальная скорость, развиваемая при помощи электромотора, не превышает 32 км/ч.
В Канаде на большей части территории без прав, регистрации и так далее можно передвигаться на электровелосипеде с мощностью не более 500 Вт и максимальной скоростью 32 км/ч.
В Китае действуют ограничения максимальной скорости передвижения электровелосипедов до 30 км/ч, а общий вес не должен превышать 20 кг. При этом в Гонконге управлять и такими электровелосипедами можно только при наличии водительских прав.
Кстати, в Швейцарии, на опыт которой ссылался замминистра МВД, электровелосипеды и электросамокаты приравнены к мопедам и мотоциклам, в зависимости от мощности аккумулятора. То есть подлежат обязательной регистрации и требуют наличия водительских прав.
Фото: Shutterstock.com / V.Baturin
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ