top of page
Фото автораShishkin_like

На казахстанских майнеров подали иск в Высокий суд Англии и Уэльса

«Ермек Алимов, известный казахстанский бизнесмен, подал иск против Абдумалика Мирахмедова, Рашита Махата, Андрея Кима и Genesis Digital Assets Limited в Высокий суд Англии и Уэльса», - сообщает Bloomberg со ссылкой на PRNewswire. Последний ресурс, в свою очередь, без сокращений публикует распространенное самим Алимовым и его юристами заявление.


Что произошло?


2017 год. Алимов в ответ на просьбу о содействии обеспечивает энергоснабжение майнинговых ферм, принадлежащих Genesis Digital Assets Limited (GDA). Электроэнергия майнерам предоставлялась по «очень выгодной цене». Взамен Мирахмедов, Махат и Ким, как утверждается, пообещали Алимову 35% от своей доли в GDA (им принадлежала половина проекта), эквивалентную долю произведенных биткоинов и сэкономленные в результате использования более дешевой энергии средства.


2018 год. Алимова, как утверждают авторы пресс-релиза, исключают из проекта, выплата биткоинов ему прекращена.


2020 год. Алимов не получает обещанную долю в GDA. С сентября структура собственников компании, утверждают юристы Алимова, менялась 17 раз.


Почему Алимов подал иск в британский, а не казахстанский суд?


В интервью для Exclusive.kz Алимов объяснил, что подал иск в Британии по нескольким причинам: с 2018 года проживает здесь с семьей; здесь же состоялось соглашение о партнерстве с GDA; оппоненты якобы обладают административным ресурсом в Казахстане. Еще один фактор — уголовное преследование Махамбета Абжана, которого в феврале этого года приговорили к девяти годам лишения свободы.

Уголовное дело расследовалось и в отношении Алимова – именно он передавал Абжану информацию для его телеграм-канала, что сам не скрывает.


Кто такой Ермек Алимов?


Алимов имеет опыт государственной службы. В разные годы он работал в агентстве по стратегическому планированию, советником премьер-министра (при Даниале Ахметове), заместителем акима Карагандинской области (при Нурлане Нигматулине).

Среди компаний квазигоссектора Алимов как топ-менеджер отметился в «Казахстан Темир Жолы» и Фонде недвижимости «Самрук-Казына» (сейчас «Samruk-Kazyna Construction»). В 2010 году он стал управляющим партнером инвестиционного фонда «Al Falah Partners» в ОАЭ. Одними из ключевых инвесторов фонда были АО «Qazaqstan Investment Corporation» («дочка» «Байтерека») и группа «Ордабасы» (актив Динмухамета Идрисова).


В 2016 году Алимов стал первым заместителем председателя правления АО «Астанаэнергосервис». На следующий год он возглавил компанию, однако уже в ноябре был смещен с должности. «Астанаэнергосервис» управляло энергопредприятиями столицы и полностью принадлежало государству. В 2019 году компанию было решено ликвидировать из-за выполнения дублирующих функций.


Алимов отмечает, что именно ряд его активов позволил быстро и эффективно запустить криптофермы GDA. Он, в частности, говорит о промышленной базе в Караганде и электрической подстанции «Сталь». В модернизацию последней, говорится на его собственном сайте, Алимов вложил 2,5 млн долларов США. Утверждается, что он также внес депозит в размере 1,2 млн долларов США, чтобы помочь партнерам приобрести дополнительную электростанцию для расширения деятельности GDA.


В целом Алимов поучаствовал в создании трех площадок для майнинга криптовалюты в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. По его словам, этому способствовали, в том числе, личные контакты с персоналом, руководством и владельцами Карагандинской ТЭЦ-3 и Согринской ТЭЦ. Именно их электроэнергия использовалась на фермах.


Кто такой Рашит Махат?


Махат — непубличная персона. Из открытых источников известно, что он в разное время входил в состав совета директоров таких крупных компаний как «Казахстан инжиниринг», «Казкоммерцбанк», «ГМК «Казахалтын», «Кселл». Летом прошлого года в интервью Гульнар Бажкеновой Махат сообщил, что выступает сегодня в качестве частного инвестора и — кроме майнинга — интересуется IT-проектами. В GDA его доля составляет 2%.


Алимов утверждает, что Махат в проекте GDA действовал от имени племянника Нурсултана Назарбаева, Кайрата Сатыбалды. В прошлом году его приговорили к шести годам лишения свободы за присвоение и растрату имущества в особо крупном размере. На вопрос Бажкеновой о характере отношений с Сатыбалды Махат лишь заметил: «Мы общались». Позднее в беседе он подчеркнул, что не является его партнером и после январских событий с ним не встречался.


Чем в Казахстане известна GDA?


Мы уже писали, что три принадлежащие компании фермы — ТОО «AISolutions», ТОО «BCD Company», ТОО «KZ Systems» — в прошлом году попали в орбиту внимания Высшей аудиторской палаты. Там выяснили, что компании добывали криптовалюту, будучи участниками международного технопарка Astana Hub и незаконно получали налоговые преференции. В августе 2022 года технопарк расторг с ними договоры, однако те продолжают свою деятельность. Любопытно, что формально упомянутые фирмы не добывают криптовалюту, а предоставляют оборудование майнинговым компаниям.


В прошлом году в GDA заявили, что информация о какой либо связи между казахстанскими олигархами или финансово-экономическими группами «старой формации» и компанией не соответствует действительности. В официальном сообщении тогда также подчеркнули, что кроме Андрей Кима и Абдумалика Мирахмедова одним из крупнейших акционеров компании является международная криптовалютная биржа FTX. В ноябре прошлого года она, к слову, объявила о банкротстве. Основателя же криптобиржи Сэма Бэнкмана-Фрида обвиняют в хищении миллиардов долларов из средств клиентов FTX.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page