top of page

На что идёт утильсбор в Казахстане. Часть 2: мусороперерабатывающие заводы

Фото автора: Shishkin_likeShishkin_like

На волне разбирательств по поводу утильсбора мы решили рассмотреть предприятия по переработке различных видов отходов. В первой части рассказывали про утилизаторов шин, а сегодня – про мусоросортировочные и перерабатывающие заводы.

 

В мае 2013 года была принята Концепция по переходу страны к стандартам «зелёной экономики» с общим бюджетом примерно 130 млрд долларов. Тогда же было подсчитано, что упущенная выгода от неэффективного управления ресурсами к 2030 году составит 7 млрд долларов.

 

Отдельный проект в рамках Концепции посвящён системе управления отходами и для него с целью покрытия части расходов на сбор и утилизацию внедрялась стратегия расширенной ответственности производителя (РОП).

 

Согласно этому проекту, все полигоны в стране к 2050 году должны отвечать современным экологическим и санитарным требованиям, а доля переработки отходов должна достичь более 50%. Были обозначены и промежуточные цели: к примеру, к 2030 году доля переработки мусора должна составить 40%, также предусматривалось создание восьми тысяч рабочих мест на предприятиях, занимающихся сбором и переработкой отходов.

 

Изучив историю вопроса с момента, когда был запущен первый мусоросортировочный комплекс в Алматы, мы выяснили, что за 20 лет инициативы по переработке мусора до сих пор не принесли желаемых результатов, часть компаний на рынке по-прежнему связана с Алиёй Назарбаевой, да и в целом рынок нельзя назвать прозрачным.  

 

Провальные проекты по сортировке и переработке мусора

 

Первый мусоросортировочный завод был построен в 2004 году в Алматы в мкр. Дорожник при акиме Викторе Храпунове. Коммунальное предприятие называлось «Мусоросортировочный пункт». На реконструкцию здания акимат потратил 80 млн тенге, плюс ещё 189 млн – на шведскую установку, способную переработать до трети всего мусорного потока города. Однако завод так и не смог получить доходов. Тогда объясняли, что он был недофинансирован, и акимат не взял на себя оплату расходов, связанных с текущей деятельностью предприятия. Убыточный завод после себя оставил кубы запрессованного мусора, судьба дорогого шведского оборудования неясна.

 

Второй мусорный завод появился в конце 2007 года тоже в Алматы. Стоимость завода – 32 млн евро, из которых 28 млн евро взяли в кредит в «Казкоммерцбанке». На этом заводе из отходов должны были выделять пластмассу и плёнку для производства пластиковых гранул и упаковочной ленты, для чего приобрели испанское, немецкое и итальянское оборудование. Как сообщалось, завод мощностью 450−600 тыс. тонн был способен переработать 90% всего мусора, поступающего из города. Однако проработало предприятие чуть больше двух лет – пока поступали дотации (8 долларов за тонну). С 2010 года акимат перестал субсидировать тарифы, а руководство завода перестало платить зарплату своим 250 работникам. Задолженность по зарплате составила 50 млн тенге. В августе 2011 года директор управляющего заводом ТОО «Vtorma-Ecology Co» Рустем Парманбеков был осуждён – ему назначили наказание в виде штрафа в размере 500 МРП, а также обязали полностью компенсировать задолженность по зарплате. Бездействующим завод простоял 5 лет, в 2015-м дорогостоящее оборудование распродали на металлолом по цене 20 тенге за кг.

 

Бенефициаром этого завода называют Егора Зингера, однако по данным бизнес-реестров, в учредителях ТОО «Vtorma-Ecology Co» с 2006 года и до банкротства в 2020-м числились его супруга Ирина Зингер и Даурен Шайхисламов (через ТОО «Вторма-Экология»).  В 2019 году банкротный управляющий подал иск на Ирину Зингер с требованием привлечь её к субсидированной ответственности и взыскать 8,9 млрд тенге. Суд в исковых требованиях отказал.

 

В 2012 году Егор Зингер запустил мусороперерабатывающий завод в Астане. Кредит в размере 28 млн евро на строительство дал «БТА Банк», а затем дофинансировал предприятие ещё на 8 млн евро. О дофинансировании с банком договаривался экс-президент Нурсултан Назарбаев, а процесс строительства контролировался администрацией президента.

 

Завод в Астане проработал с 2013 по 2014 годы, до тех пор, пока акимат субсидировал тарифы. С 2015 по 2016 годы завод работал «эпизодически», когда поступали платежи. Возникли задержки по заработной плате. Более того завод не был подключён к системам водоснабжения, что не позволяло в полном объёме перерабатывать мусор, производить флексы, гранулы, эковату. Сейчас ТОО «Алтын-Тет» бездействует, а на сыне Егора Зингера, Максиме Зингере, который руководил заводом с 2015 года, числится долг на сумму 3,4 млрд тенге.

 

Мусороперерабатывающие заводы и их бенефициары

 

В 2012 году Нурлан Каппаров, занимавший тогда пост министра экологии, заявил, что в ближайшие 10 лет в Казахстане будет построен 41 мусороперерабатывающий завод. Однако до сих пор в открытом доступе нет точных данных о количестве таких заводов в стране. Цифры, которые называют профильные ведомства, разнятся и чаще всего показывают общее число компаний, имеющих какое-либо отношение к «мусорному бизнесу». Для этого обзора мы выбрали три мусороперерабатывающих завода, расположенных в городах республиканского значения.

 

ТОО «Green recycle», Алматы

 

Налоги: 2,4 млрд тенге с 2016 года

Бенефициары: Александр Гаевский и Сергей Карпенко

 

Самым крупным в Казахстане мусоросортировочным комплексом считается завод компании Green Recycle. Проект строился в рамках двух госпрограмм – Карты поддержки предпринимательства и программы «Дорожная карта бизнеса 2020». Размер инвестиций составил 5,3 млрд тенге. Для частичного финансирования  были привлечены средства из Qazaq banki с программой субсидирования «Даму» в размере 7%.Мощность завода – 550 тыс. тонн в год. По предварительным расчётам, мусоросортировочный комплекс планировал выйти на окупаемость к 2025 году, а ежегодные налоговые отчисления должны составлять свыше 500 млн тенге. В прошлом году завод отдал в бюджет 378,7 млн тенге в виде налогов, а самые большие выплаты были в 2022 году – 664,1 млн тенге.

Одним из первых владельцев компании был Кемаль Эфенди – доверенное лицо Кайрата Сатыбалды, объявленный Антикором в розыск в сентябре 2022 года. Вообще все компании, связанные с ТОО «Green recycle», в разное время частично или полностью принадлежали Кемалю Эфенди.

 

На момент строительства завода компания принадлежала Сергею Карпенко, Сергею Красникову, Кадыру Мурзабекову и Әйгерім Төлеу. Позже Красников, Мурзабеков и Төлеу из учредителей вышли, а в августе 2020 года руководителем и соучредителем стал Александр Гаевский.

 

ТОО «Astana Recycling Plant»

 

Налоги: 1,1 млрд тенге с 2020 года

Бенефициары: Максат Молдашов (через ЧК Green Future Management Ltd)

 

Судя по всему, это тот самый завод, который в 2012 году запустил Егор Зингер. Под управлением компании Зингера «Алтын-Тет» он доработал до 2016 года и затем перешёл  к ТОО «KazRecycle Service», связанного с Алией Назарбаевой. Учредителями этой компании в разное время были Меруерт Махади и Валентина Нечепуренко, за которой компания числится до сих пор (как писал ratel.kz, Махади работала няней, а Нечепуренко – поваром у Алии Назарбаевой). Завод, судя по налоговым отчислениям, активно работал всего три года – с 2017 по 2019-й.

 

В последние три года учредителем Astana Recycling Plant является частная компания Green Future Management Ltd, бенефициаром которой ранее была Алия Назарбаева. Сейчас владельцем ТОО числится Максат Молдашов, связанный с младшей дочерью экс-президента и по другим бизнес-проектам. Подробно о деятельности этого ЧК мы рассказывали здесь.

 

ТОО «Мусороперерабатывающий завод Green Line», Шымкент

 

Налоги: 471,2 млн тенге с 2017 года

Бенефициар: Саян Тлепов

 

Шымкентский мусороперерабатывающий завод в месяц принимает до 18 тыс. тонн отходов, однако перерабатывается только их незначительная часть, остальное утилизируется на полигоне. 

 

Переработки подлежат ПЭТ-бутылки, из которых делают флекс. Мощность цеха по переработке ПЭТ-бутылок – 10 тонн в сутки, однако он работает в половину мощности. Продукция по цене 170-180 тенге за килограмм экспортируется в Россию.

 

Как писала «Панорама Шымкента», в 2014 году завод достался компании Green Line с долгом 1,5 млрд тенге – предприятие задолжало банкам, сотрудникам, подрядчикам. По данным бизнес-реестров, на сегодняшний день Green Line тоже имеет долги по налогам и исполнительным производствам на сумму свыше 63 млн тенге, а также аресты на банковские счета, имущество, транспорт.

 

В 2018-2019 годах в учредителях завода фигурировал бывший член совета директоров АО «KazTransCom», совладелец золотодобывающей Bass Gold Ерлан Тасбулатов. Нынешний владелец компании Саян Тлепов является соучредителем ещё пяти компаний, имеющих отношение к «мусорному бизнесу».

 

Подписаться на @Shishkin_like

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page