top of page

Нехватка сжиженного газа в Казахстане: кто виноват и что делать?

Фото автора: Политпросвет.kzПолитпросвет.kz

 

Министр энергетики Алмасадам Саткалиев на прошлой неделе заявил, что Казахстан испытывает дефицит сжиженного газа. Вину при этом он возложил на автомобилистов, которые, по его словам, и вызвали острую нехватку голубого топлива, массово переоборудуя свои автомобили. Потребление возросло на четверть за последние 9 месяцев.


Наш автор Алькен Кенжебаевразбирался, действительно ли автолюбители народили проблему, или все не так критично.

 

Что такое сжиженный газ и чем он отличается от обычного?

 

Как следует из определения, сжиженный газ находится в жидком состоянии, тогда как нормальным его состоянием очевидно является газообразное. Уравнение состояния реальных газов Ван-дер-Ваальса показывает, что всякий газ может быть переведен в жидкое состояние, но необходимым условием для этого является предварительное охлаждение газа до температуры ниже критической. Многие привычные нам газы, такие как кислород, водород, гелий и хлориспользуются в жидком состоянии и находят применение в медицине, химической промышленности, космической и военной сфере.

 

Нас же интересуют преимущественно сжиженные углеводороды: метан, пропан, бутан и их производные, поскольку именно они используются в качестве автомобильного топлива. На заправках чаще всего можно встретить пропан-бутановую смесь, который представляет из себя сжиженный нефтяной газ и является побочным продуктом нефтеперегонки, и метан, так называемый природный газ.

 

По данным международной ассоциации импортеров International Group of Liquefied Natural Gas Importers (GIIGNL) в 2022 году в мире было продано 389,2 млн тонн сжиженного газа. Крупнейшими импортерами стали страны Тихоокеанского бассейна (148 млн тонн), страны Атлантического бассейна (146 млн тонн) и Ближний Восток (96 млн тонн).

 

Крупнейшими экспортерами являются Катар и Австралия (79 и 78,5 млн тонн соответственно), на третьем месте США (75,4 млн тонн), на четвертом Россия (32 млн тонн). Нужно отметить, что доля Соединенных Штатов на фоне конфликта в Украине неуклонно растет, особенно в европейские страны (4,5% ежегодного прироста), стремящиеся избавится от поставок трубопроводного газа из Российской Федерации. Ожидается, что в 2023 году США станут ведущими экспортерами сжиженного газа.

 

Так ли выгодно ставить газобаллонное оборудование на автомобили?

 

Нужно отметить, что эксплуатация двигателей далеко не всегда является безопасным процессом, и даже относительная дешевизна не всегда позволяет «отбить» установку газобаллонного оборудования.

 

Во-первых, даже после установки ГБО ваш автомобиль все равно будет потреблять бензин для пуска и прогрева двигателя. Зимой расход бензина может составить от трети до половины общего пробега. Во-вторых, ГБО можно установить далеко не на все авто, да и не всегда это будет выгодно. На новых машинах теряется заводская гарантия, компактные малолитражки и так потребляют мало топлива, на кроссоверах и внедорожниках теряется значительная часть полезного пространства салона. А в-третьих, не стоит забывать, что на закрытую стоянку с газобаллонным двигателем уже не заедешь, есть соответствующее постановление правительства от 13 декабря 2019 года.

 

Есть определенные проблемы с регистрацией оборудования, а также при продаже машины с установленным ГБО. Однако пока бензин стоит в 2,5-3 раза (в зависимости от марки) дороже газа, желающие сэкономить всегда найдутся, при этом создавая ажиотаж, о котором упомянул министр.

 

Получается своеобразный замкнутый круг ценообразования, когда дисбаланс цен на бензин и сжиженный газ рождает повышенный спрос на внутреннем рынке, что в свою очередь может вынудить производителей поднять тарифы.

 

Сколько мы производим сжиженного газа, и хватит ли его в ближайшей перспективе?

 

По итогам 2022 года потребление сжиженного газа в Казахстане составило 1,8 млн тонн. 65% из них было использовано на автотранспорт, 25% в промышленности и 10% на другие нужды. При этом объем производства в 2022 году составил 2,86 млн тонн. Экспорт составил около 1,1 млн тонн.

 

По цифрам получается, что дефицита не наблюдалось – все сходится. Такое же количество планировалось произвести в 2023 году при ожидаемом потреблении в 1,9 млн тонн.

 

По подсчетам Бюро статистики на 1 сентября 2023 года, в республике было зарегистрировано 400 193 транспортных средства с газобаллонным и смешанным видом топлива (для сравнения, электрокаров насчитывается всего 5342), при общем количестве бензиновых и дизельных авто в 4 545 105, что составляет менее 9%.

 

Погоду на топливном рынке такое количество не сделает, тем более, что 7 октября приказом министра энергетики РК был введен запрет на экспорт сжиженного нефтяного газа (СНГ) автомобильным транспортом на 3 года и железнодорожным на 6 месяцев. Правда, как признают в Минэнерго, аналогичный приказ 2017 года был саботирован газосетевыми организациями. Под ними подразумевают юрлица,имеющие аккредитацию и осуществляющие эксплуатацию газовых заправок и розничную и оптовую торговлю сжиженного газа. При этом крупнейших недропользователей этот запрет не коснется, поскольку они имеют стабилизированные контракты или соглашения с государством о разделе продукции, при котором фиксированная часть идет только на внутренний рынок.

 

На сегодняшний день производством сжиженного нефтяного газа занимаются 12 предприятий республики. Крупнейшими производителями являются «Тенгизшевройл» (1,2 млн тонн), «СНПС-Актобемунайгаз» (511 тыс. тонн), Шымкентский НПЗ компании «Петро Казахстан Ойл Продактс» и Павлодарский нефтехимический завод – около 330 тыс. тонн каждый.

 

До 2022 года львиная доля газа (90%) компании «Тенгизшевройл» шла на экспорт, однако после заключения контракта с заводом по производству полипропилена ТОО Kazakhstan PetrochemicalIndustries значительная часть продукции стала поступать на внутренний рынок.

 

1 июля 2023 года Минэнерго установило предельные оптовые цены на СНГ в 33 600 тенге за тонну. При этом производство обходится в 42 000-72 000 тенге. Очевидно, что долго работать себе в убыток никто не будет, а значит, цены на жидкий газ обязательно будут расти. Вопрос лишь в сроках и размерах повышения.

 

Можно ли быстро нарастить объемы производства?

 

Ориентировочно к 2025 году должен быть запущен газоперерабатывающий завод (ГПЗ) на месторождении Кашаган мощностью 119 тыс. тонн в год, «но это не точно». Строительство, начатое в 2021 году, планировали завершить к середине 2023-го, но перенесли из-за проблем с планированием. Еще один ГПЗ планируется ввести в эксплуатацию в Жанаозене к тому же 2025 году. Его ожидаемая мощность составит 232 тыс. тонн.

 

Кашаган при условии всех намеченных перспектив вообще может превратится в крупнейший хаб по производству сжиженного газа в Казахстане. Нынешний оператор Кашагана North CaspianOperating Company (NCOC) в феврале 2023 года заявил, что уже имеет концепцию дальнейшего освоения месторождения, согласованную с министерством энергетики РК, которая включает в себя строительство ГПЗ в 2 этапа к 2028-2032 году мощностью 2+2 млрд куб. м сырого газа в год.

 

А в апреле о своих амбициях заявил QazaqGaz. Совместно с китайской национальной нефтегазовой компанией (CNPC) акционерное общество также вынашивает планы по строительству ГПЗ мощностью 4 млрд куб. м в год, который будет перерабатывать кашаганский сырой газ. Предприятие сможет выпускать свыше 3 млрд куб. м. товарного газа, 428,5 тыс. тонн сжиженного газа, 175,8 тыс. тонн газового конденсата и 896,3 тыс. тонн серы. Сроки реализации - 2023-2028годы.

 

Пока же правительство и предполагаемые инвесторы и акционеры не могут договорится о приоритете и сроках. В частности, NCOC считает, что действия QazaqGaz не соответствуют выбранной концепции и, в конечном счете, приведут к очередному пересмотру работ и графика реализации проекта.

 

Если все задуманное удастся воплотить в жизнь, объем производства сжиженного нефтяного газа к 2032 году можно увеличить больше чем на 1 млн тонн в год. Цифра внушительная, но покроет ли она все потребности Казахстана, зависит от множества факторов. В том числе и от увеличения цен на газ в СНГ и увеличения/снижения количества автомобилей, его эксплуатирующих.

 

Если брать глобальность проблемы, то все выглядит не столь плохо, ведь подавляющее количество автолюбителей продолжает использовать бензин, и их гораздо больше заботит неуклонное повышение цен именно на этот вид топлива.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

 

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page