Госкомиссия по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов не хочет делиться информацией с простыми казахстанцами: по ее мнению, разглашение сведений о созданном ею реестре «ряда субъектов олигополии, соответствующих критериям, установленным Законом «О возврате государству незаконно приобретенных активов», может навредить репутации предприятий и отпугнуть инвесторов. «С учетом инвестиционных, репутационных, социально-экономических рисков и факторов, содержание Реестра отнесено Комиссией к информации ограниченного распространения», - говорится в пресс-релизе Генпрокуратуры по этому поводу.
Разбираемся, что еще не положено знать простым казахстанцам, в интересах которых все эти реформы и затевались.
По итогам референдума, инициированного президентом Токаевым, напомним, формулировка что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат государству» была заменена на «принадлежат народу». Предприятия – это не недра (хотя и специализируются, в основном, на их добыче или переработке) – но закрытой остается информация и по земле.
Кроме того, непонятно, какой репутационный и инвестиционный риск имеют в виду члены комиссии, ведь ни от одного партнера-контрагента или инвестора не может укрыться информация о смене собственников – единственным «слепым» в данной ситуации остается общество – т.е. народ.
В итоге деньги и иные активы возвращаются государству, но какие олигархи их отдают – до сих пор неизвестно и общество не может никак проверить этот процесс. Так, было объявлено, что государству вернулись принадлежащие неизвестно кому «объекты в железнодорожной сфере», подъездные железнодорожные пути, земельные участки, месторождения золота, угля, железа, нефти и меди. Прокуратура говорит о неких логистических компаниях и компаниях-импортерах, которые монополизировали рынок, избегая в большинстве своем называть конечных бенефициаров.
В июле Генпрокуратуре сообщили, что за период работы комиссии государству возвращены активы стоимостью 791 млрд тенге, включая зарубежные активы на 589 млн долларов, из таких стран, как Лихтенштейн, Австрия, Гонконг и ОАЭ. При этом ведомство отказывается раскрывать сведения о том, кому эти активы принадлежали. Назывались лишь имена арестованных родственников экс-президента Кайрата Сатыбалды и Кайрата Боранбаева.
Что еще по сути засекречено в Казахстане?
Тексты нефтегазовых контрактов. В мае общественный Фонд Transparency International – Kazakhstan обращался к правительству и иностранным инвесторам с требованием раскрыть подробности сделок с иностранными инвесторами и показать, какую прибыль получает страна от нефтяных сделок. Однако, это по-прежнему остается закрытой для общества информацией, хотя она касается, опять же, добычи недр, по Конституции принадлежащих теперь не государству (читай-чиновникам), а народу. В данном случае, вероятно, проблема не в чиновниках, а в инвесторах – пункты о неразглашении информации включались в каждый контракт и раскрывать их иностранные нефтяные гиганты не хотят (вокруг них было немало скандалов, самый громкий из которых – «Казахгейт»).
Конечные бенефициары ряда крупных компаний. Мы проводили собственное расследование об исчезновении из реестров данных бенефициаров различных активов. Как выяснилось, по приказу бывшего министра юстиции Берика Имашева, свата Дариги Назарбаевой клиенты центрального депозитария - владельцы ТОО с 2015 года сами определяют, что, по их мнению, является конфиденциальной информацией. Прошло уже 8 лет, в стране многое поменялось – но не это. Данные о бенефициарах продолжают исчезать из реестров.
Земельный кадастр. Хотя президент Казахстана поручил сделать кадастровую базу открытой и прозрачной для всех, земельный кадастр был открытым всего несколько дней – после он якобы «сломался», а после починки выдает информацию только по землям сельхозназначения и только по юридическим лицам. Минсельхоз ссылается на закон о защите персональных данных.
Подписывайтесь на @Shishkin_like
Comments